Утверждена в составе АООП НОО
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024
Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Альтернативная коммуникация»
2 класс
на 2024-2025 учебный год
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2).
Учебный предмет «Альтернативная коммуникация» является основной частью
предметной области «Язык и речевая практика».
Речь
и
альтернативная
коммуникация
–
неотъемлемая
составляющая
социальной жизни человека нарушения развития значительно препятствуют и
ограничивают полноценное общение ребёнка. Индивидуально-типологические
особенности
развития
детей
ограничивают
формирование
направленных
экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и т.п.), работу
артикуляционного аппарата, зачастую они неосознанно произносят отдельные
звуки, слоги, слова. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с
аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются
трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную
речь и целенаправленность речевой деятельности. У ребёнка отмечается грубое
недоразвитие речи и всех её функций: коммуникативной, познавательной,
регулирующей. Устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что
понимание её окружающими сильно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим при обучении детей общению на первом году учёбы
планируется
проведение
целенаправленной
педагогической
работы
по
формированию у них потребности в общении, развитию сохранных речевых
механизмов, на обучение использованию альтернативных средств общения.
Цель обучения – формирование опыта социального взаимодействия на основе
разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и
невербальных).
Задачи:
2
1) формирование
способности
пользоваться
доступными
средствами
коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
2) учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;
3) развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием
окружающего
мира,
личным
опытом
ребёнка.
Понимание
слов,
обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и
деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный
материал в коммуникативных ситуациях.
Особенности обучения
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный предмет, охватывает область развития речи и альтернативной
коммуникации,
является
условием
активизации
познания
и
овладения
жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.
Обучающиеся могут овладеть средствами социального взаимодействия только с
помощью взрослого, при этом основой продуктивного взаимодействия является
их интерес и потребность в общении с окружающими людьми.
Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных
возможностей в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом
путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в
практически значимых для ребенка ситуациях. Для обучения создаются такие
специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в
доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Педагог подбирает
материал по объёму и компонует по степени сложности, исходя из особенностей
развития каждого ребёнка.
Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет
формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей,
моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций
общения.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности:
3
игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную
игру),
элементарную
трудовую
(хозяйственно-бытовой
и
ручной
труд),
конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые
будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Индивидуальные формы работы органически сочетаются с парными,
групповыми и фронтальными.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и
задачами урока-занятия, учитывая уровень развития речи ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить
обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем,
в классе с другими обучающимися,
в ситуациях взаимодействия с близкими
взрослыми.
Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями
к обучению и темпа усвоения программного материала.
В
соответствии
с
требованиями
ФГОС
к
адаптированной
основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может
оцениваться
только
психофизического
строго
развития
индивидуально
и
особых
с
учётом
особенностей
образовательных
потребностей
каждого обучающегося.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Структура каждого занятия состоит из 2 основных разделов: коммуникация,
развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. В 1 классе
раздел "чтение и письмо" не является основным разделом обучения из-за крайне
низкого уровня психофизического развития учащихся, поэтому на первом году
обучения лишь формируются предпосылки к чтению и письму и этот раздел
программы вкрапляется в отдельные упражнения пропедевтического характера.
Методы обучения основаны на игровых приемах с использованием пальчиковых
игр для развития ручной и мелкой моторики, игр на развитие слухового внимания
4
и фонематического
слуха, интереса к прослушиванию коротких текстов,
рассматриванию иллюстраций.
Учебный предмет «Альтернативная коммуникация» включает 2 раздела:
– коммуникация,
– развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,
Коммуникация.
Установление зрительного контакта с взрослыми. Реагирование на собственное
имя.
Приветствие
собеседника.
Привлечение
внимания
ребёнка
звучащими
предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта
с говорящими (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих
желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. И
т.д. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия.
Выражение благодарности. Прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных)
средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь
взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального
взаимодействия,
Формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации
взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты
(предметы, материалы, люди, животные). Понимание слов, обозначающих
функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов,
обозначающих свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих
количество объектов / субъектов. Понимание слов, обозначающих места
расположения
объектов / субъектов («на столе», «около дома», «на верхней
полке» и т.д.). Понимание слов, указывающих на объекты / субъекты (я, ты, мой,
свой, это и т.д.). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание
обобщающих понятий (по возможности).
5
Экспрессивная речь. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний,
звуковых комплексов, слов. Употребление слов, обозначающих функциональное
назначение субъектов, объектов, действия. Употребление слов, обозначающих
свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих
количество объектов / субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния,
свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих места
расположения
объектов / субъектов («на столе», «около дома», «на верхней
полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты / субъекты (я, ты,
мой, свой, это и т.д.).
Развитие слухового внимания и слухового восприятия,
Формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Оценивается динамика достижений в коммуникации общего характера:
отклик на имя и положительное реагирование невербальными и вербальными
средствами
часов на обращение к ним знакомого взрослого; выполнение
инструкции взрослого в знакомой ситуации, с использованием усвоенных средств
общения.
У обучающихся с тяжелой умственной отсталостью и у некоторых
детей с множественными нарушениями в развитии отмечается интерес
к
взаимодействию со знакомым взрослым, при использовании зрительного контакта
«глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого
в конкретной
коммуникативной или игровой ситуации.
У обучающихся с глубокой умственной отсталостью и у большинства
детей с множественными нарушениями в развитии) отмечаются реакции на
знакомого взрослого в игровой ситуации при использовании доступных средств
коммуникации
с
возможностью
зрительного
контакта
«глаза
в
глаза»,
прослеживания за действиями взрослого.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты освоения учебного предмета
6
✓ готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в
знакомой ситуации взаимодействия;
✓ способность понимать обращённую речь, понимать смысл доступных
жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм,
других графических знаков;
✓ выражать
общепринятые
нормы
коммуникативного
поведения
невербальными и вербальными средствами;
✓ поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и
сверстниками;
✓ использовать
доступные
средства
коммуникации
для
выражения
собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
✓ выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации;
✓ уметь произносить осознанно слоги, слова;
✓ уметь различать интонацию;
✓ уметь вступать в контакт;
✓ понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека;
✓ уметь использовать усвоенный словарный и фразовый материал в
коммуникативных ситуациях;
предметные результаты освоения учебного предмета
✓ проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям;
✓ выполнение конкретного действия по инструкции взрослого;
✓ использование пишущего предмета по назначению;
✓ проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов;
✓ рассматривание иллюстраций.
7
Календарно - тематическое планирование (СИПР)
«Альтернативная коммуникация»
2 часа в неделю
№
ТЕМА УРОКА
часы
п/п
1
Приветствие взрослого.
Установление контакта с
3
собеседником.
2
Приветствие взрослого. Установление зрительного
3
контакта с собеседником.
3
Приветствие взрослого.
2
4
Приветствие взрослого.
2
5
Приветствие сказочных персонажей.
2
6
Приветствие сказочных персонажей звуком,
2
имитацией слова, словом.
7
Приветствие сказочных персонажей.
2
8
Приветствие сказочных персонажей.
2
9
Я и мое имя, моя фотография. Реагирование на
2
собственное имя.
10
Я и мое имя, моя фотография. Реагирование на
2
собственное имя.
11
Я и мое имя, моя фотография. Реагирование на
2
собственное имя.
12
Я и мое имя, моя фотография. Реагирование на
2
собственное имя.
13
Моя любимая игрушка.
2
14
Моя любимая игрушка. Указание взглядом на объект
2
при выражении своих желаний.
15
Моя любимая игрушка. Ответы на вопросы словом
2
(пиктограммы).
16
Моя любимая игрушка. Выражение удовольствия.
2
8
17
Моя любимая игрушка. Указание взглядом на объект
2
при выражении согласия.
18
Моя
любимая
игрушка.
Выражение
мимикой
2
сказка.
Выражение
мимикой
2
Моя любимая сказка. Выражение мимикой согласия
2
удовольствия.
19
Моя
любимая
удовольствия.
20
(несогласия).
21
Моя любимая сказка. Выражение жестом своих
2
желаний.
22
Моя
любимая
сказка.
Выражение
мимикой
2
Моя любимая сказка. Выражение жестом согласия
2
приветствия (прощания).
23
(несогласия).
25
Моя любимая игра. Привлечение внимания звучащим
2
предметом
26
Мои желания. Выражение согласия (несогласия),
2
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний с использованием графического символа.
27
Мои желания. Приветствие (прощание), обращение за
2
помощью с использованием графического символа.
28
Привлечение внимания с использованием пиктограмм.
2
29
Мои желания. Приветствие (прощание), обращение за
2
помощью с использованием пиктограмм.
30
Мои желания. Понимание простых по звуковому
2
составу слов (мама, папа).
31
Мне нравится. Понимание близких по звуковому
2
составу слов (бабушка, дедушка).
32
Мне нравится. Узнавание (различение) имён.
2
33
Мне нравится. Узнавание (различение) имён членов
2
9
семьи.
Итого часов:
68
Учебно-методический комплекс:
-
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- адаптированная
основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2);
10