АРП УП Альтернативная коммуникация СИПР вариант 2 2024-2025 у.г. 2 класс

Утверждена в составе АООП НОО
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 277 от 02.09.2024

Адаптированная рабочая программа учебного предмета
«Альтернативная коммуникация»
2 класс
на 2024-2025 учебный год

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
адаптированной

основной

общеобразовательной

программы

образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2).
Учебный предмет «Альтернативная коммуникация» является основной частью
предметной области «Язык и речевая практика».
Речь

и

альтернативная

коммуникация

–

неотъемлемая

составляющая

социальной жизни человека нарушения развития значительно препятствуют и
ограничивают полноценное общение ребёнка. Индивидуально-типологические
особенности

развития

детей

ограничивают

формирование

направленных

экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и т.п.), работу
артикуляционного аппарата, зачастую они неосознанно произносят отдельные
звуки, слоги, слова. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с
аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в общении, имеются
трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную
речь и целенаправленность речевой деятельности. У ребёнка отмечается грубое
недоразвитие речи и всех её функций: коммуникативной, познавательной,
регулирующей. Устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что
понимание её окружающими сильно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим при обучении детей общению на первом году учёбы
планируется

проведение

целенаправленной

педагогической

работы

по

формированию у них потребности в общении, развитию сохранных речевых
механизмов, на обучение использованию альтернативных средств общения.
Цель обучения – формирование опыта социального взаимодействия на основе
разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и
невербальных).
Задачи:
2

1) формирование

способности

пользоваться

доступными

средствами

коммуникации и общения – вербальными и невербальными;
2) учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;
3) развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием
окружающего

мира,

личным

опытом

ребёнка.

Понимание

слов,

обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и
деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный
материал в коммуникативных ситуациях.
Особенности обучения
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный предмет, охватывает область развития речи и альтернативной
коммуникации,

является

условием

активизации

познания

и

овладения

жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.
Обучающиеся могут овладеть средствами социального взаимодействия только с
помощью взрослого, при этом основой продуктивного взаимодействия является
их интерес и потребность в общении с окружающими людьми.
Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных
возможностей в доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом
путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в
практически значимых для ребенка ситуациях. Для обучения создаются такие
специальные условия, которые дают возможность каждому ребёнку работать в
доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Педагог подбирает
материал по объёму и компонует по степени сложности, исходя из особенностей
развития каждого ребёнка.
Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет
формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей,
моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций
общения.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности:
3

игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную
игру),

элементарную

трудовую

(хозяйственно-бытовой

и

ручной

труд),

конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые
будут способствовать расширению коммуникативных навыков.
Индивидуальные формы работы органически сочетаются с парными,
групповыми и фронтальными.
Дидактический материал подбирается в соответствии с содержанием и
задачами урока-занятия, учитывая уровень развития речи ребёнка.
Реализация содержания учебного предмета в классе позволит подготовить
обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем,
в классе с другими обучающимися,

в ситуациях взаимодействия с близкими

взрослыми.
Учебный предмет осваивают обучающиеся в соответствии с их возможностями
к обучению и темпа усвоения программного материала.
В

соответствии

с

требованиями

ФГОС

к

адаптированной

основной

общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может
оцениваться

только

психофизического

строго

развития

индивидуально
и

особых

с

учётом

особенностей

образовательных

потребностей

каждого обучающегося.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Структура каждого занятия состоит из 2 основных разделов: коммуникация,
развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. В 1 классе
раздел "чтение и письмо" не является основным разделом обучения из-за крайне
низкого уровня психофизического развития учащихся, поэтому на первом году
обучения лишь формируются предпосылки к чтению и письму и этот раздел
программы вкрапляется в отдельные упражнения пропедевтического характера.
Методы обучения основаны на игровых приемах с использованием пальчиковых
игр для развития ручной и мелкой моторики, игр на развитие слухового внимания

4

и фонематического

слуха, интереса к прослушиванию коротких текстов,

рассматриванию иллюстраций.
Учебный предмет «Альтернативная коммуникация» включает 2 раздела:
– коммуникация,
– развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,
Коммуникация.
Установление зрительного контакта с взрослыми. Реагирование на собственное
имя.
Приветствие

собеседника.

Привлечение

внимания

ребёнка

звучащими

предметами, жестами, изображениями, речью. Поддержание зрительного контакта
с говорящими (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Выражение своих
желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова. И
т.д. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия.
Выражение благодарности. Прощание с собеседником.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных)
средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь
взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального
взаимодействия,
Формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации
взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих объекты/субъекты
(предметы, материалы, люди, животные). Понимание слов, обозначающих
функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов,
обозначающих свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих
количество объектов / субъектов. Понимание слов, обозначающих места
расположения

объектов / субъектов («на столе», «около дома», «на верхней

полке» и т.д.). Понимание слов, указывающих на объекты / субъекты (я, ты, мой,
свой, это и т.д.). Понимание словосочетаний, простых предложений. Понимание
обобщающих понятий (по возможности).

5

Экспрессивная речь. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний,
звуковых комплексов, слов. Употребление слов, обозначающих функциональное
назначение субъектов, объектов, действия. Употребление слов, обозначающих
свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих
количество объектов / субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния,
свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих места
расположения

объектов / субъектов («на столе», «около дома», «на верхней

полке» и т.д.). Употребление слов, указывающих на объекты / субъекты (я, ты,
мой, свой, это и т.д.).
Развитие слухового внимания и слухового восприятия,
Формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Оценивается динамика достижений в коммуникации общего характера:
отклик на имя и положительное реагирование невербальными и вербальными
средствами

часов на обращение к ним знакомого взрослого; выполнение

инструкции взрослого в знакомой ситуации, с использованием усвоенных средств
общения.
У обучающихся с тяжелой умственной отсталостью и у некоторых
детей с множественными нарушениями в развитии отмечается интерес

к

взаимодействию со знакомым взрослым, при использовании зрительного контакта
«глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого

в конкретной

коммуникативной или игровой ситуации.
У обучающихся с глубокой умственной отсталостью и у большинства
детей с множественными нарушениями в развитии) отмечаются реакции на
знакомого взрослого в игровой ситуации при использовании доступных средств
коммуникации

с

возможностью

зрительного

контакта

«глаза

в

глаза»,

прослеживания за действиями взрослого.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты освоения учебного предмета
6

✓ готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в
знакомой ситуации взаимодействия;
✓ способность понимать обращённую речь, понимать смысл доступных
жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм,
других графических знаков;
✓ выражать

общепринятые

нормы

коммуникативного

поведения

невербальными и вербальными средствами;
✓ поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и
сверстниками;
✓ использовать

доступные

средства

коммуникации

для

выражения

собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
✓ выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации;
✓ уметь произносить осознанно слоги, слова;
✓ уметь различать интонацию;
✓ уметь вступать в контакт;
✓ понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека;
✓ уметь использовать усвоенный словарный и фразовый материал в
коммуникативных ситуациях;
предметные результаты освоения учебного предмета
✓ проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям;
✓ выполнение конкретного действия по инструкции взрослого;
✓ использование пишущего предмета по назначению;
✓ проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов;
✓ рассматривание иллюстраций.

7

Календарно - тематическое планирование (СИПР)
«Альтернативная коммуникация»
2 часа в неделю

№

ТЕМА УРОКА

часы

п/п
1

Приветствие взрослого.

Установление контакта с

3

собеседником.
2

Приветствие взрослого. Установление зрительного

3

контакта с собеседником.
3

Приветствие взрослого.

2

4

Приветствие взрослого.

2

5

Приветствие сказочных персонажей.

2

6

Приветствие сказочных персонажей звуком,

2

имитацией слова, словом.
7

Приветствие сказочных персонажей.

2

8

Приветствие сказочных персонажей.

2

9

Я и мое имя, моя фотография. Реагирование на

2

собственное имя.
10

Я и мое имя, моя фотография. Реагирование на

2

собственное имя.
11

Я и мое имя, моя фотография. Реагирование на

2

собственное имя.
12

Я и мое имя, моя фотография. Реагирование на

2

собственное имя.
13

Моя любимая игрушка.

2

14

Моя любимая игрушка. Указание взглядом на объект

2

при выражении своих желаний.
15

Моя любимая игрушка. Ответы на вопросы словом

2

(пиктограммы).
16

Моя любимая игрушка. Выражение удовольствия.

2
8

17

Моя любимая игрушка. Указание взглядом на объект

2

при выражении согласия.
18

Моя

любимая

игрушка.

Выражение

мимикой

2

сказка.

Выражение

мимикой

2

Моя любимая сказка. Выражение мимикой согласия

2

удовольствия.
19

Моя

любимая

удовольствия.
20

(несогласия).
21

Моя любимая сказка. Выражение жестом своих

2

желаний.
22

Моя

любимая

сказка.

Выражение

мимикой

2

Моя любимая сказка. Выражение жестом согласия

2

приветствия (прощания).
23

(несогласия).
25

Моя любимая игра. Привлечение внимания звучащим

2

предметом
26

Мои желания. Выражение согласия (несогласия),

2

удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих
желаний с использованием графического символа.
27

Мои желания. Приветствие (прощание), обращение за

2

помощью с использованием графического символа.
28

Привлечение внимания с использованием пиктограмм.

2

29

Мои желания. Приветствие (прощание), обращение за

2

помощью с использованием пиктограмм.
30

Мои желания. Понимание простых по звуковому

2

составу слов (мама, папа).
31

Мне нравится. Понимание близких по звуковому

2

составу слов (бабушка, дедушка).
32

Мне нравится. Узнавание (различение) имён.

2

33

Мне нравится. Узнавание (различение) имён членов

2
9

семьи.
Итого часов:

68

Учебно-методический комплекс:
-

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- адаптированная

основная общеобразовательная программа образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2);

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».