Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности
«ДЮП»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дружина юных пожарных»
(далее ДЮП) составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО и
представляет собой вариант организации внеучебной деятельности
обучающихся.
Понятийная база и содержание курса «ДЮП» основаны на положениях
федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых
актов, в том числе:
Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О
пожарной безопасности»;
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
(утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г.
№ 537);
Требованиях к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленной в
федеральном государственном образовательном стандарте общего
образования второго поколения.
Цель курса: формирование принципов безопасности личности
обучающихся, их адаптации к жизни в обществе.
Задачи курса:
воспитание у обучающихся патриотизма, гражданской ответственности,
общественного долга;
воспитание самодисциплины, силы воли, мужества, стойкости,
стремления к преодолению трудностей;
воспитание чувства товарищества, взаимопомощи и поддержки.
обеспечение обучающихся основами знаний, помогающих выжить в
чрезвычайных ситуациях;
приобретение обучающимися знаний, умений и навыков работы с
первичными средствами пожаротушения.
развитие инициативы и эрудиции детей в процессе проведения
тематических викторин, конкурсов, соревнований, смотров;
развитие познавательного интереса у обучающихся в процессе
организации встреч с работниками пожарной охраны.
Занятия предполагают сочетание изучения теоретических вопросов и
исследовательскую, проектную работу обучающегося. Курс предполагает
проведение урочных (аудиторных) и внеурочных (внеаудиторных) занятий.
Самостоятельные внеаудиторные занятия представляют собой логическое
продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию учителя, который
инструктирует учащихся и устанавливает сроки выполнения задания.
Реализация программы возможна с применением ЭО и ДОТ.
Общая характеристика курса
В современном обществе отмечается постоянный рост количества и
масштабов негативных последствий чрезвычайных ситуаций – аварий,
природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий и пожаров. В нашей
стране количество погибших при ЧС ежегодно увеличивается на 3-4%,
материальный ущерб возрастает на 7-10%.
Антропогенная деятельность ежегодно приводит к возникновению более
220 тыс. пожаров, на которых погибают свыше 18 тыс. человек, из них более 700
детей.
Установлено, что более 20% пожаров происходит по причине нарушения
правил установки и эксплуатации электрооборудования и 65% пожаров – из-за
неосторожного обращения с огнем. Это свидетельствует о том, что большинство
руководителей различных звеньев образовательных учреждений и обучающиеся
небрежно относятся к своей безопасности, слабо владеют мерами пожарной
безопасности.
Поэтому, основной целью данной программы является профилактика
борьбы с огнем, обучение обучающихся мерам пожарной безопасности, а также
обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь
помочь себе и окружающим.
Курс способствует расширению кругозора учащихся в вопросах безопасности,
позволяет сориентировать обучающихся в алгоритмах действия в
экстремальных ситуациях. Значительное внимание в курсе уделяется
компетенции подбора, анализа и интерпретации информации, коммуникативной
компетенции, что позволит учащимся развивать общекультурные способности и
осуществить личностное самоопределение. Реализация курса предполагает
безотметочное обучение.
Место курса в учебном плане
«ДЮП» - курс внеурочной деятельности социального направления. Рассчитан на
34 ч в год (1 ч в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения при возникновении пожара;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа
жизни;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с
учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми
и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей
защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных
ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования
позиций
и
учёта
интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
усвоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях
природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание
первой помощи пострадавшим.
Предметные результаты:
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий
на безопасность личности, общества и государства; о государственной
системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об
организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой
медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и
обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
предвидение возникновения опасных ситуаций по характерным признакам
их появления, а также на основе анализа специальной информации,
получаемой из различных источников;
навык принятия решений и выработки плана действий в конкретной
опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и
индивидуальных возможностей;
навык анализа явлений и событий природного и социального характера,
причин их возникновения и возможных последствий;
навык проектирования модели личного безопасного поведения;
навык ведения дискуссии, поиска компромиссного решения в различных
ситуациях;
навык эстетической оценки красоты окружающего мира и сохранения его;
сформированная установка на здоровый образ жизни;
умение оказывать первую медицинскую помощь.