РП курса внеурочной деятельности Я -Лидер для 5-9, 10-11 классов на 2023-2024 учебный год

Утверждена в составе ООП ООО,
ООП СОО
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 183 от 25.08.2023

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Я - лидер»
для 5 - 9, 10 - 11 классов
на 2023-2024 учебный годы

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
Участниками программы являются дети 11-15 лет, заинтересованные в
активном и творческом проявлении своей личности. Программа способствует
развитию личности ребенка, формированию у него навыков цивилизованного
общения, проявлению и совершенствованию таких лидерских качеств, как
организованность,
активность,
самостоятельность,
самообладание,
инициативность, наблюдательность.
Программа дает детям знания и умения, направленные на познание
другого человека, группы в целом, а также эффективное взаимодействие с
ними, разрешение проблемных и конфликтных ситуаций. Она помогает в
саморазвитии через формирование ценностного отношения к себе и другим, к
социальным проблемам, в развитии чувства причастности к группе и социуму.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа обучения актива детского общественного объединения
«ЮНИОР» построена на разноплановой деятельности, взято несколько
направлений. Основную роль в реализации программы играют КТД, которые
основаны на заинтересованности каждого члена актива.
Программа обучения включает в себя подвижную, естественно
отвечающую данному возрасту практику (творческие мастерские). В каждом
из направлений есть традиционные дела, которые ребята сами должны
выбирать, организовывать, быть инициаторами проводимых дел.
Программа осуществляется во взаимодействии с педагогами
дополнительного образования. Теоретические занятия сочетаются с
практической деятельностью. Такая организация обучения актива дает
положительные результаты и способствует реальному видению проблем и
путей их решения. Получив дополнительные знания, ребята могут
результативнее организовывать свою деятельность. Обучение проводится по
плану.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Теоретические занятия: Лекции, Беседы.
Практические занятия: Игры на знакомство, на выявление лидерских
качеств, на внимательность по отношению друг к другу; деловая игра,
психологические игры, тренинги, творчески мастерские, тесты, мастер-класс.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДИАГНОСТИКА)
Для оценки эффективности программы проводятся диагностические
исследования по следующим методикам:
Методики диагностики лидерских, коммуникационных и
организационных качеств личности


Методика «Диагностика лидерских способностей». Авторы Е.Жариков,
Е.Крушельницкий. Методика позволяет оценить способность человека
быть лидером.



Методика "Эффективность лидерства". Автор Р.С. Немов. Этот
опросник оценивает возможную практическую деятельность в роли
лидера с точки зрения ее потенциальной эффективности.

Методика «КОС» Авторы данной методики В. В. Синявский и В. А.
Федорошин. Опросник позволяет выявить устойчивые показатели
коммуникативных и организаторских склонностей.
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
Старшая вожатая, психолог школы.
СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ
 педагогический совет школы,
 совет старшеклассников,
 родительский комитет,
 Центр спортивного и Эстетического воспитания детей
 общественные организации: СДК, д/сад «Колосок», с/администрация,
с/библиотека.
МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Комната детских инициатив, компьютерный класс, библиотека, спортивный
зал.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Компьютер, ноутбук, Интернет, принтер, проектор, экран, акустические
колонки, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, видеокамера.
Учебно – тематический планн


№ Период
1. Сентябр
ь

2.

Октябрь

час
2

Теория
1.История детского
общественного
движения.
2. «Лидер-это…»

час
1

2

1.Лидерские
качества.
2. Практические
советы лидеру

1

Практика
час
1.Игры на
1
знакомство и
выявление
лидеров.
2.Разговор
«Что я знаю о
детском
общественном
движении».
1.Игры на
1
выявление
лидерских качеств.
2.Тренинговое
занятие
«Формирование
лидерских качеств у
подростков»

3.

Ноябрь

2

1. Школьная
страна вчера,
сегодня, завтра».
2. Лидерство в
детской
организации. Мо
жете ли вы стать
лидером?

1

Творческие
мастерские:
«Песни
орлятского
круга»,
«Массовый
танец».

4.

Декабрь

2

1

Игры на развитие 1
лидерских
способностей

5.

Январь

2

1.Лидер – человекдействия
2. Я и коллектив.
Трудные ситуации
1. Лидер – оратор.
Основные навыки
публичного
выступления.
2.Как
овладеть навыками
разрешения
конфликтных
ситуаций

1

Тест: «Умеете ли
вы говорить и
слушать?»
Тренинг
«Способы
общения»
Игры на развитие
навыков
убеждения

1

6.

Февраль

2

1.Виды и этапы
КТД
2. Организация
деятельности
лидера по
планированию
работы ДОО

1

1

7.

Март

2

1.Умение
организовать
«Мозговой штурм»
2. Секреты
Бесконфликтности

1

Деловая игра
«Конструируем
КТД»
Мастер-класс
«Ты – лидер!»
Игры на
внимательность
по отношению
друг к другу
Психологические
игры и тренинги
Мозговой штурм
по планированию
работы

8.

Апрель

2

1. Модель лидера
2. Ключи к успеху

1

Тест
«Самооценка»
Мастерская
настроений.

1



1

1

Презентацияпредставление «Я
– лидер!»
9.

Май

2

1. «Лидер-шоу».
Выпускные
экзамены
участников школы
актива.
2. Набор
кандидатов на
обучение в школе
актива на
следующий
учебный год.
3.Раздумья «За
чашечкой кофе…»
(Прощальный вечер
в школе актива)

1

Конкурсы, тесты,
размышления

1

ИТОГО
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется через выполнение определенных условий.
1.Изменение форм и методов работы, предполагающее повышение их
эффективности, усиление общественно – полезной направленности:
-широкий выбор деятельности каждым ребенком;
-поощрение инициативы и творчества;
-поиск, изобретение нестандартных дел, игр, способствующих развитию
внутреннего мира личности, формированию нравственных отношений в
детском коллективе.
2.Развитие досуговой деятельности – особой сферы жизни детей.
3.Развитие игровых видов деятельности, открывающих возможности для
самосознания детей.
4.Усиление трудовой и благотворительной направленности; воспитание
самостоятельности и личной ответственности.
5. Укрепление сотрудничества детей и взрослых.
6.Удовлетворенность детей, педагогов деятельностью детского актива.
7. Включение всех участников в коллективно – творческие дела (проведение
творческих мастерских).
Для реализации данной программы необходимо изучить мнения, интересы
детей, спланировать работу актива, выявить и поддержать более
инициативных детей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Под результатами обучения понимаем те изменения, которые произошли
с участниками реализации программы и в отношениях между ними.

1. Приобретение дополнительных знаний, умений и навыков по направлениям
деятельности.
2. Развитие организаторских способностей детей, а также их творческого
потенциала.
3. Стимулирование активной деятельности ребят по направлениям
программы, повышение личностного роста участников.
4. Достижение более высокого уровня в развитии, повышение их духовной
культуры.
5. Овладение организаторскими навыками, навыками общения.
6. Развитие реальной детской самостоятельности; чувства коллективной
принадлежности; умения предложить и реализовать.
Программа способствует выработке навыков общения, стремлению
ребенка к познанию своих возможностей, умению находить решения тех или
иных проблем. Программа побуждает ребят к самостоятельной работе над
собой, развивает те качества характера и стороны мышления, которые
необходимы для того, чтобы подготовить юного человека к общественной
жизни.
Программа поможет детям войти в гражданское общество, сформирует
у них стремление к постоянному поиску и совершенствованию, создаст
условия для социального творчества через многообразные формы
деятельности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
1. Бабушкин А.В. Как подростку защитить свои права? - М.: Сам себе
адвокат, 2000.
2. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.,
1989.
3. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.:
Просвещение, 2003.
4. Конвенция о правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе: В 2 ч. – М.,
2002.
6. Михайлова Н.И., Юсфин С.М. Педагогика поддержки.- М., 2002.
7. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие. 2-е
изд., исправл. – М.: Новое знание, 2001.
8. Прутченков А.С. Школа жизни. – М., 2000.
9. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – М., 2005.
10. Селевко Г.К., Закатова И.Н., Левина О.Г. Познай себя. – М.:
Народное образование, 2000.
11. Селевко Г.К., Назарова И.Г., Левина О.Г. Утверждай себя. – М.:
Народное образование, 2001.
12. Селевко Г.К., Селевка А.Г., Левина О.Г. Реализуй себя. – М.:
Народное образование, 2001.

13. Смекалова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации. М., 2006.
14. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и
тренинги/перевод с нем. – М.: Генезис, 2003.
15. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг. – М.: Класс, 1999.
16. Щуркова Н.Е. Классное руководство. – М., 1999.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. Иллюстрированный
самоучитель психологического мастерства. – М., 2005.
2. Вачков И.В. Приключения во внутреннем мире. – М.,2005.
3. Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых. – СПб.: Владос, 2003.
4. Кинчер Дж. Книга о тебе. – СПб.: Владос, 2006.
5. Снайдер Д. Курс выживания для подростков. – М., 2005.
6. Профильное образование, Элективный курс. Прикладная этика.
- Волгоград: Учитель, 2007.
7. Маркуша А. Мозаика для делового человека. - М., 2007.
8. СелевкоГ.К. Управляй собой. - М., 2003.
9. Селевко Г.К. Познай себя. - М., 2003.
10.Селевко Г.К. Научи себя учиться. - М., 2007.
11.Селевко Г.К. Найди себя. - М., 2003.
12.Селевко Г.К. Сделай себя сам. - М., 2004.
13.Михайлов В.Т.Моя профессиональная карьера. - М., 2007.
14.Честных Ю. Н. Открыть себя. - М., 2000.
15.Зинченко А.А. Как построить свое «Я». - М., 2008.
16.Каган М.С. Мир общения. - М., 2005.
17.Цукерман Г.А. Психология саморазвития. - М., 2005.
18.Тетровский А.П. Быть личностью. - М., 2009.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».