РП курса внеурочной деятельности Юный турист для 5-9 классов на 2023-2024 учебный год

Утверждена в составе ООП ООО
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 183 от 25.08.2023

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Юный турист»
для 5-9 классов
на 2023-2024 учебный годы

1

1. Учебно-тематический план
№ Название раздела, темы
Количество часов
формы аттестации/
1 год обучения
контроля
Всег Теор Практика
о
ия
1. Основы туристской
9
1
8
Зачет. Сдача
подготовки
нормативов на время.
2. Топография и
7
1
6
Зачет. Тестирование.
ориентирование
Собеседование.
3. Краеведение
5
1
4
Опрос.
Тестирование.
4. Основы гигиены.
4
1
3
Тестирование.
Доврачебная помощь
Зачет.
5. Общая и специальная
9
0
9
Зачет. Сдача
физическая подготовка
нормативов на время.
ИТОГО
34
4
30
2. Содержание учебно-тематического плана
1 год обучения
Раздел 1. Основы туристской подготовки.
Теория. Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность
привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности,
физическое состояние участников и т.д.). Выбор места для привала и ночлега
(бивака). Основные требования к месту привала и бивака. Организация работы
по развертыванию и свертыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для
палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов,
мусорной ямы), заготовка дров. Установка палаток. Размещение вещей в них.
Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила
поведения в палатке. Уборка места лагеря перед уходом группы. Типы костров.
Правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров.
Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов. Уход за
одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт). Меры безопасности при
обращении с огнем, кипятком. Организация ночлегов в помещении. Правила
купания.
Практика. Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов.
Развертывание и свертывание лагеря (бивака). Разжигание костра.
Форма контроля. Зачет. Сдача нормативов на время.
Раздел 2. Топография и ориентирование.
Теория. Понятие о топографии и топографических картах, их значение для
туристов.
Ознакомление
учащихся
с
топографической
картой,
топографическими знаками, научить работать с картой. Понятие компаса, работа
с ним. Понятие о топознаках, изучение топознаков. Стороны горизонта. Способы
измерения расстояний на карте и на местности. Глазомерный способ измерения
расстояний.
2

Практика. Работа с картой - упражнения по определению масштаба, измерению
расстояния на карте. Определение азимута. Четыре действия с компасом.
Ориентирование карты по компасу. Движение по азимуту, нахождение
ориентиров по заданному азимуту. Упражнения по отбору основных
контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту. Нахождение КП.
Определение азимута по солнцу в разное время дня. Определение сторон
горизонта по предметам. Упражнения по определению азимута движения по
тени от солнца. Определение точки стояния на спортивной карте. Работа на
полигоне.
Форма контроля. Зачет. Тестирование. Работа с картой, компасом, топознаками.
Раздел 3. Краеведение.
Теория. История родного края, его природные особенности. Изучение
растительного и животного мира. Ознакомиться с законодательством по охране
природы. Заповедники.
Практика. Посещение памятников культуры, музеев, памятных мест нашего
города. Метеорологические наблюдения.
Форма контроля. Опрос. Тестирование.
Раздел 4. Основы гигиены. Доврачебная помощь.
Теория. Понятие о личной гигиене. Гигиенические основы труда, отдыха,
занятий физической культуры и спортом. Познакомить с медицинской аптечкой,
правилах ее составления. Сущность закаливания, его значение. Роль закаливания
в занятиях туризмом. Хранение, транспортировка. Назначение и дозировка
препаратов. Личная аптечка туристов. Помощь при различных травмах.
Транспортировка пострадавшего.
Практика. Составление медицинской аптечки. Выполнение перевязок,
наложение шин. Способы обеззараживания питьевой воды. Оказание помощи
пострадавшему. Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных
способов транспортировки пострадавшего. Наложение жгута, ватно-марлевой
повязки, обработка ран, промывание желудка.
Форма контроля. Тестирование. Зачет.
Раздел 5. Общая и специальная физическая подготовка.
Теория. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья,
работоспособность. Совершенствование функций органов дыхания и
кровообращение под воздействием занятий спортом.
Практика. Медленный бег по пересеченной местности. Ведение дневника
самоконтроля.
упражнение для мышц шеи, туловища, ног. Разучивание
упражнений с сопротивлением, со скакалкой, гантелями. Ежедневные
индивидуальные занятия членов группы. Элементы акробатики. Занятия на
свежем воздухе. Бег 60м, прыжки в длину. Городская лыжня 3км. Спуски и
подъемы. Игра в волейбол. Развитие выносливости, быстроты, ловкости,
гибкости, силы. Бег на короткие и длинные дистанции.
Форма контроля. Зачет. Сдача нормативов на время.
3. Комплекс организационно – педагогических условий
Планируемые результаты
3

Учащиеся должны знать:
 виды туризма, роль туризма;
 законы и правила поведения юных туристов;
 требования, предъявляемые к туристскому снаряжению, перечень личного
снаряжения;
 основные правила, предъявляемые к месту бивака;
 меры предосторожности при обращении с огнем и при заготовке дров;
 порядок подготовки к походу;
 меры безопасности при проведении тренировочных занятий;
 правила поведения в населенных пунктах;
 виды туристских соревнований;
 понятие карты, масштаб, способы измерения расстояний на карте и на
местности;
 устройство компаса;
 использование курвиметра;
 виды ориентиров, стороны горизонта.
Учащиеся должны уметь:
 укладывать рюкзак;
 подгонка снаряжения;
 установка палатки, разведение костра;
 составление меню и списка продуктов, приготовление пищи на костре;
 определять масштаб по карте, измерять расстояние, читать топознаки;
 уход за телом, одеждой и обувью;
 подбор состава аптечки.
В ходе реализации программы у учащихся формируются следующие
компетенции: Ценностно-смысловые: способность видеть и понимать
окружающий мир. Общекультурные: умение организовать свободное время;
наличие внутренних мотивов личности для занятий туризмом; проявление
интереса к собственной деятельности. Учебно-познавательные: готовность к
восприятию информации. Информационные: умение усваивать нужную
информацию из разных источников. Коммуникативные: приобретение и
развитие умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Личностного
самосовершенствования: владение правилами личной гигиены и способами
безопасной жизнедеятельности; развитие личностных качеств, саморегуляции,
самооценки, самоорганизации.
Условия реализации программы
1) Учебный кабинет для проведения занятий, спортивный зал в соответствии с
Сан ПиНом от 04.07.2014 N 41 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей».
2) Наглядные пособия, плакаты, карточки.
3) Топокарты, глобус, компас, курвиметр.
4

4) Страховочные системы, жумары, восьмерки, карабины, блокировочные
системы.
5) Групповое снаряжение для похода: палатки, костровое приспособление, тент
от дождя, пила, топор.
Формы аттестации (контроля)
Применяются следующие виды контроля и аттестации:
Вводный контроль Изучение стартового уровня знаний, умений и навыков
по выбранной дисциплине, уровня мотивации к занятию
туризмом.
Текущий контроль Изучение уровня освоения тем образовательной
программы.
Промежуточная
Оценка качества освоения образовательной программы
аттестация
по итогам учебного года.
Формы контроля и аттестации:
Проверка теоретических
Тестирование, опрос, анкетирование,
знаний
собеседование, зачёт.
Проверка практической
Сдача нормативов на время.
подготовки
Оценочные материалы
Оценка результативности выполнения программы осуществляется в
соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МАОУ СОШ
№5.
В соответствии с Положением выделены три уровня освоения учащимися
образовательной программы: высокий, средний, ниже среднего.
При определении уровня обученности учащихся по теоретической и
практической подготовке – приоритет отдается практике.
Критерии оценки результативности:
1) уровень ниже среднего - учащийся владеет знаниями в объёме менее 50%;
2) средний уровень – успешное освоение учащимися от 50% до 70%
содержания программы;
3) высокий уровень - наличие точных знаний по теме, освоение учащимися
содержания программы свыше 70%.
Критерии
оценки
результативности
теоретической
подготовки:
соответствие уровня
теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода
восприятия теоретической информации; развитость практических навыков
работы со специальной литературой; осмысленность и свобода использования
специальной терминологии.
Критерии
оценки
результативности
практической
подготовки:
соответствие уровня развития практических умений и навыков программным
требованиям; свобода владения специальным оборудованием и оснащением;
5

качество выполнения практического задания; технологичность практической
деятельности.
Программой предусмотрены диагностические методики, позволяющие
определить достижения учащимися планируемых результатов.
№
п/п
1.

Название
раздела,
темы
Основы
туристской
подготовки

Объект контроля
Умение
преодолевать
водные преграды,
подъемы, спуски.
Умение
ориентироваться без
компаса и карты.
Умение
пользоваться
компасом,
курвиметром.
Чтение топознаков.
Знание истории и
достопримечательн
остей края.

Формы
аттестации/
контроля
Зачет.
Сдача
нормативов
на время.

Диагностические
методики

Зачет.
Тестирован
ие.
Собеседова
ние.
Опрос.
Тестирован
ие.

Нормативы
практической
части по
турподготовке.

2.

Топография
и
ориентирова
ние

3.

Краеведение

4.

Основы
гигиены.
Доврачебная
помощь

Умение оказывать Тестирован
первую
ие.
доврачебную
Зачет.
помощь.
Транспортировка
пострадавшего.
Знать
состав
аптечки для похода.

5.

ОФП

Контроль
уровня Сдача
физической
нормативов
подготовки
на время.
учащихся.

Нормативы
практической
части по
турподготовке.

Опросник
«История города
Когалыма»
Тесты:
«Туристические
маршруты
ХМАО»,
«Границы округа»
Тесты: «Состав
аптечки»,
«Правила
транспортировки
пострадавшего».
Практическое
задание
«Доврачебная
помощь»
Нормативы ОФП

Методические материалы
6

Обеспечение программы методическими видами продукции
Информационное
Алгоритмы деятельности Диагностические
обеспечение
материалы
1.Учебные
пособия. 1.Демонстрационные:
Нормативы практической
Педагогика
школьного -показ;
части по турподготовке.
туризма;
Уроки -пример;
Нормативы практической
ориентирования; Словарь -видеоиллюстрация.
части по турподготовке.
юного туриста-краеведа; 2. Вербальные:
Опросник
«История
Топографическая карта и -объяснение;
города Когалыма»
местность; Теория и -беседа;
Тесты: «Туристические
методика
спортивного -рассказ;
маршруты ХМАО»,
туризма.
-анализ;
«Границы округа»
2.Наглядные
пособия. -инструктаж.
Тесты: «Состав аптечки»,
Топокарточки, таблицы 3.Практические:
«Правила
для определения рельефа -упражнение;
транспортировки
местности, плакаты по -игра;
пострадавшего».
медико-санитарной
-творческая
Практическое задание
подготовке. Физическая импровизация;
«Доврачебная помощь»
карта округа. Стенд по -взаимоконтроль;
вязке узлов.
-самоконтроль;
Нормативы ОФП
3.Цифровые
4.Стимулирующие:
образовательные
-соревнование;
ресурсы.
Видео -конкурс;
материалы
по -поощрение,
состоявшимся походам.
-показательные
4. Информационновыступления
справочные материалы.
Инструкции по технике
безопасности.
Литература
Литература для педагога:
Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма – М.:
ФЦДЮТиК, 2006.
Константинов Ю.С., Глаголева О.Л. Уроки ориентирования – М.: ФЦДЮТиК,
2005.
Константинов Ю.С., Митрахович С.С. Туристско-краеведческая деятельность в
школе - М.: ФЦДЮТиК, ИСВ РАО, 2011.
Константинов Ю.С., Персин А.И., Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Словарь юного
туриста-краеведа – ФЦДЮТиК, ЦПВиСППДМ, МАДЮТК. –М.: 2014.
Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм − М.: ФЦДЮТиК, 2008.
Куприн А. М. и др. Методика топографической подготовки - М., 1975.
Самарина И. А. Основы туристско-экологической деятельности учащихся − М.:
ФЦДЮТиК, 2007.
Соколов И. А. Топографическая карта и местность - М., 1975.
7

Федотов Ю.Н., Таймазов В.А. Теория и методика спортивного туризма − М.:
«Советский спорт», 2014.
Литература для учащихся:
Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. М.: ЦРИБ «Турист», 1983.
Константинов Ю.С., Шур Г.В. Ориентирование как образ жизни, или с улыбкой
об ориентировании – М.: ФЦДЮТиК, 2007.
Константинов Ю.С. Из истории детского туризма в России (1918-2008гг.) - М.:
ФЦДЮТиК, 2008.
Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся - М.:
ФЦДЮТиК, 2000

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».