РП курса внеурочной деятельности Театральный кружок для 5-9 класс на 2023-2024 учебный год

Утверждена в составе ООП ООО
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 183 от 25.08.2023

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Театральный кружок»
для 5-9 классов
на 2023-2024 учебный годы

1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Название темы

1

Вводное занятие

Количество часов
Теория
Практика
1

2

Азбука театра

3

2

3

Театральное
закулисье

1

1

4

Посещение театра

2

2

5

Сценическая речь.
Культура и техника
речи.

2

8

6

Художественное
чтение

1

9

7

Основы актерской
грамоты

5

5

8

Предлагаемые
обстоятельства.
Театральные игры

2

10

9

Ритмопластика.
Сценическое
движение

2

10

Всего Формы
часов контроля
1
Беседа, игра,
инструктаж
5
Беседа, игры,
тестирование,
«посвящение в
театральные
зрители»
2
Экскурсия,
творческое
задание
4
Просмотр
спектакля.
Написание
отзыва
10
Беседа,
наблюдение;
выполнение
творческих
заданий
10
Беседа,
наблюдение;
выполнение
творческих
заданий
10
Беседа,
наблюдение;
выполнение
творческих
заданий
12
Беседа,
наблюдение;
выполнение
творческих
заданий
12
Беседа,
наблюдение;
выполнение

10 Актерский
практикум. Работа
над постановкой
11 Итоговое занятие
Итого:

0

2

2

творческих
заданий
Наблюдение;
выполнение
творческих
заданий
Творческий
отчет

68

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С
УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Теоретическая часть. Знакомство. Ознакомление с режимом занятий,
правилами поведения на занятиях, формой одежды и программой. Знакомство
с творческой дисциплиной. Инструктаж по технике безопасности на занятиях,
во время посещения спектаклей, поездок в транспорте. Знакомство с
правилами противопожарной безопасности.
Практическая часть. Игра на знакомство. «Разрешите представиться» –
умение представить себя публике. Заполнение анкеты участника театральной
студии. Разработка Устава коллектива.
2. АЗБУКА ТЕАТРА
Теоретическая часть. История возникновения и создания театра. Театр
как вид искусства. Общее представление о видах и жанрах театрального
искусства. Знакомство с мифологией. Правила поведения в театре.
Театральный этикет.
Практическая часть. Тест «Какой я зритель». Посвящение в
«театральные зрители», выдача удостоверений, где можно отмечать
посещения наклейками или записывать названия спектаклей. «Театральная»
викторина.
3. ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ Теоретическая часть. Экскурсия
реальная или виртуальная проводится в диалоге и интерактивно. Знакомство
со структурой театра и его основными профессиями: актер, режиссер,
сценарист, художник, декоратор, гример, оператор, звукорежиссёр, бутафор.
Практическая часть. Творческие задания и театральные игры помогут
раскрыть тему. Сценический этюд «Представить профессию…».
4. ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРА Теоретическая часть. Просмотр спектакля,
поход с детьми в профессиональный театр или просмотр телеспектакля.
Практическая часть. Обсуждение с использованием вопросов на
сопереживание: «Были ли моменты, где было особенно страшно, горько,
смешно, хотелось плакать, стыдно?». Написание эссе «Мои впечатления»,
«Что бы вы добавили или поменяли в сценарии спектакля».
5. СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ.

Теоретическая
часть.
Дыхательная
гимнастика.
Развитие
артикуляционного аппарата. Работа с дикцией на скороговорках и
чистоговорках. Упражнения по сценической речи выполняются по алгоритму:
1. определение целей и условий выполнения;
2. педагогический показ;
3. просмотр упражнения;
4. комплексный контроль и корректировка.
В результате поэтапного индивидуального контроля (объяснил –
показал посмотрел – сделал замечание – показал; посмотрел – показал ошибку
– показал правильный вариант – посмотрел) можно добиться максимальной
эффективности в освоении того или иного упражнения.
Практическая часть. На занятиях преобладают игровые технологии.
Игры применяются в соответствии с возрастными интересами.
6. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ.
Теоретическая часть. Художественное чтение как вид исполнительского
искусства. Знакомство с законами художественного чтения. Темп речи.
Интонация. Понятие текста и подтекста, произносимой фразы.
Практическая часть. Работа с дикцией на скороговорках и
чистоговорках. Чтение вслух литературного произведения и его разбор.
Выразительное чтение, громкость и отчетливость речи. Развитие навыка
логического анализа текста на материале народных и литературных сказок.
Восстановление хода сказки по одному из эпизодов (игры в «Угадайку»,
узнавание сказки по рисунку, по фразе). Сочинение сказок по схеме: завязка,
развитие действия, кульминация, развязка.
7. ОСНОВЫ АКТЕРСКОЙ ГРАМОТЫ.
Теоретическая часть. В игровой форме идет работа на развитие
внимания, воображения и фантазии. Важно также развивать физическое
самочувствие, коллективную согласованность действий. Сценическое
действие. Сценическая задача и чувство. Разыгрываются этюды на
взаимодействие с партнером. Больше внимания уделять творческой
дисциплине. Лаконично объяснять задачи упражнения. Цель занятия –
закрепление результата и постановка новой цели, на следующем занятии –
повторение и закрепление. Обсуждение результатов упражнения проводятся
кратко, легко, с юмором. Нужно стремиться к осознанности занятий, быть
заинтересованным в положительном результате.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие сценического
внимания. Развитие фантазии с помощью переноса в нереальные миры. Этюды
на тему, фантазии на тему картин.
8. ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ.
Теоретическая часть. Понятие о предлагаемых обстоятельствах.
Понятие «Я» в предлагаемых обстоятельствах. Понятие «театральная игра».
Общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Значение игры в
театральном искусстве. Воображение и вера в вымысел. Язык жестов,
движений и чувств.

Практическая часть. Выполнение упражнений на предлагаемые
обстоятельства. Участие в играх-инсценировках, играх-превращениях,
сюжетных играх.
9. РИТМОПЛАСТИКА. Теоретическая часть. Мышечная свобода.
Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и шейного отдела. Тренировка
суставно-мышечного аппарата. Универсальная разминка. Жесты. Пластика.
Тело человека: его физические качества, двигательные возможности,
проблемы и ограничения. Правильно поставленный корпус – основа всякого
движения. Понятия:
■ точки зала (сцены);
■ круг, колонна, линия (шеренга);
■ темпы: быстро, медленно, умеренно.
Музыка и пластический образ (влияние музыки на возникновение
пластических образов, попытки создания образа, внутреннее созерцание
образа в движении под музыку). Привить уважение к своему телу, научиться
им владеть и держать в тонусе. Техника безопасности.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие двигательных
способностей (ловкости, гибкости, подвижности, выносливости), на
освобождение мышц, равновесие, координацию в пространстве. Приседания,
игра с мячом, бег, бег с произношением цифр, ритмические игры. Удар
теннисного мяча в пол или бросок в руки другого ребенка; бег по залу в
сочетании с активными выдохами на «пф»; счет с приседаниями (присел –
встал – сказал РАЗ, присел – встал – сказал ДВА и т.д.). Произношение текста
в движении. Правильная техника дыхания. Пластическая импровизация на
музыку разного характера. Участие в играх и выполнение упражнений на
развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности,
координации движений). Упражнения на координацию движений и ощущения
тела в пространстве при произнесении диалога. Речевое взаимодействие. Такт,
музыкальная фраза, акценты, сильная и слабая доля. Правильная техника
дыхания. Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы. Музыка и
пластический образ (влияние музыки на возникновение пластических образов,
попытки создания образа, внутреннее созерцание образа в движении под
музыку).
Координационные упражнения для рук, выполняемые в одной, двух,
трех плоскостях и со сменой плоскостей:
■ последовательные движения;
■ одновременно разнонаправленные, то есть выполняемые
одновременно двумя руками в разных направлениях с одновременной работой
неодноименных мышц — движения с асимметричной координацией из
асимметричных исходных положений.
Перестроение в указанные фигуры, в том числе и геометрические.
Варианты упражнений и рекомендации по коррекции будут взяты в
методическом пособии-практикуме «Ритмика и сценические движения»,
изданном Центром науки и методологии Театрального института им. Бориса
Щукина.

10.
РАБОТА
НАД
ПОСТАНОВКОЙ
(ИНСЦЕНИРОВКОЙ,
МИНИАТЮРАМИ, МИНИСПЕКТАКЛЯМИ)
Теоретическая часть. Выбор произведения. Чтение литературного
произведение. Определение главной темы рассказа и идеи автора. Осмысление
сюжета, выделение основных событий. Разбор. Определение жанра будущей
театральной постановки. Читка по ролям.
Практическая часть. Распределение ролей. Разучивание текстов.
Выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте. Упражнения
на коллективную согласованность действий, отработка логического
соединения текста и движения. Этюдные репетиции на площадке. Разбор
мизансцен. Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм.
Репетиции отдельных картин в разных составах. Создание элементов
декораций, подбор реквизита и элементов костюма. Подбор музыки для
музыкального оформления постановки. Сводная репетиция. Генеральная
репетиция.
11. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
Практическая часть. Творческий отчёт. Показ спектакля, инсценировок
или проведение мероприятия. Обсуждение. Рефлексия. Подведение итогов.
Анализ работы.

3. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Реализация программы «Школьный театр» предусматривает текущий
контроль и итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического
наблюдения за выполнением специальных упражнений, театральных игр,
показа этюдов и миниатюр.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по
окончании освоения программы «Школьный театр» в форме творческого
отчета: показа инсценировок, театральных миниатюр, миниспектаклей,
проведения школьного мероприятия
ЛИТЕРАТУРА, ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
ЗАНЯТИЙ
1) Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические
движения» http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
2) Методическое пособие – практикум «Культура и техника речи»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
3) Методическое пособие – практикум «Основы актёрского мастерства»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii

4)
Сайт
«Драматешка»
«Театральные
шумы»
http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary
5) Сайт «Драматешка» «Музыка» http://dramateshka.ru/index.php/music


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».