Утверждена в составе ООП ООО
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 183 от 25.08.2023
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Основы программирования на Python»
для 5-9 классов
на 2023-2024 учебный годы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию;
понимание значения информатики как науки в жизни современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете.
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений
в коллективе, в том числе в социальных сообществах;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения
в интернет-среде;
ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных и познавательных задач, создании учебных проектов;
стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценность научного познания:
наличие
представлений
об
информации,
информационных
процессах
и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития
науки и общественной практики;
интерес к обучению и познанию;
любознательность;
стремление к самообразованию;
овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы
и интересы своей познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья:
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса.
Экологическое воспитание:
наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые
задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;
оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта);
выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории
и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия
с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды
в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность
к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной
задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
выбор варианта решения задачи;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 класс
К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:
соблюдать требования безопасности при работе на компьютере;
объяснять, что такое информация, информационный процесс;
перечислять виды информации;
кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам;
переводить данные из одной единицы измерения информации в другую;
характеризовать устройство компьютера;
приводить примеры устройств для хранения и передачи информации;
разбираться в структуре файловой системы;
строить путь к файлу;
объяснять, что такое алгоритм, язык программирования, программа;
использовать переменные различных типов при написании программ на Python;
использовать оператор присваивания при написании программ на Python;
искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их;
дописывать программный код на Python;
писать программный код на Python;
использовать ветвления и циклы при написании программ на Python;
анализировать блок-схемы и программы на Python;
объяснять, что такое логическое выражение;
вычислять значение логического выражения;
записывать логическое выражение на Python;
понимать структуру адресов веб-ресурсов;
форматировать и редактировать текстовую информацию в Google Документах;
создавать презентации в Google Презентациях.
8 класс
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
соблюдать требования безопасности при работе на компьютере;
выделять основные этапы в истории развития информационных технологий
и персонального компьютера;
понимать принцип работы архитектуры Неймана;
искать информацию в Интернете;
форматировать и редактировать текстовую информацию в Google Документах;
открывать доступ к презентации в Google Презентациях для совместной работы;
писать программы на Python для рисования различных геометрических фигур, используя
модуль Turtle;
понимать различия локальных и глобальных переменных;
решать задачи с использованием глобальных переменных на Python;
строить таблицы истинности для логических выражений;
строить логические схемы;
понимать, что такое событие;
использовать события при написании программ на Python;
искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их;
дописывать программный код на Python;
писать программный код на Python;
писать свои функции на Python;
разбивать задачи на подзадачи;
анализировать блок-схемы и программы на Python.
9 класс
К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
соблюдать требования безопасности при работе на компьютере;
объяснять, что такое база данных, системы управления базами данных;
перечислять виды баз данных;
писать программы на Python по обработке числовых последовательностей;
использовать списки и словари при написании программ на Python;
искать ошибки в программном коде на Python и исправлять их;
дописывать программный код на Python;
писать программный код на Python;
разбивать задачи на подзадачи;
анализировать блок-схемы и программы на Python;
разрабатывать веб-страницы, содержащие рисунки, списки и гиперссылки;
защищать персональную информацию от несанкционированного доступа;
предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные формы сетевой активности, такие как кибербуллинг.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ
ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON»
7 КЛАСС
1. Информация и информационные процессы (разделы «Цифровая грамотность» и
«Теоретические основы информатики»)
Техника
безопасности
и правила
работы
на
компьютере.
Информация
и информационные процессы. Виды информации. Хранение информации. Устройства для
работы с информацией. Устройство компьютера. Кодирование информации. Код. Процессы кодирования и декодирования. Единицы измерения информации. Файловая система.
Одноуровневая и многоуровневая файловые структуры. Путь к файлу. Операции
с файлами.
2. Основы
языка
программирования
Python
(раздел
«Алгоритмы
и программирование»)
Современные языки программирования. Алгоритм. Язык программирования. Програм-
ма. Среда разработки IDE. Интерфейс Sculpt. Виды алгоритмов: линейный, разветвляющийся. Переменные. Правила образования имён переменных. Типы данных: целое число,
строка. Функция. Виды функций. Функция: print(), input(), int(). Ветвление в Python. Оператор if-else. Вложенное ветвление. Множественное ветвление. Оператор if-elif-else. Проект «Чат-бот».
3. Циклы
в языке
программирования
Python
(раздел
«Алгоритмы
и программирование»)
Логическое выражение. Простые и сложные логические выражения. Результат вычисления логического выражения. Условие. Операции сравнения в Python. Логические операторы в Python: and, or и not. Операторы целочисленного деления и деления с остатком
на Python. Цикл с предусловием. Цикл с параметром. Проект «Максимум и минимум».
4. Информационные технологии (разделы «Цифровая грамотность» и «Информационные технологии»)
Средства коммуникации. Современные средства общения. Всемирная паутина (WWW).
Назначение браузера. Создание почтового ящика. Облачное хранилище. Правила безопасности в Интернете. Текстовая информация в реальной жизни. Обработка текстовой
информации. Форматирование текста. Обработка графической информации. Виды графической информации. Применение компьютерной графики. Работа с табличным процессором. Создание презентаций. Проект «Презентация Elevator Pitch».
8 КЛАСС
1. Информационные технологии (разделы «Цифровая грамотность» и «Информационные технологии»)
История развития информационных технологий и персонального компьютера. Виды
информационных процессов. Устройства для работы с информацией. Архитектура Неймана. Программное обеспечение. Виды программного обеспечения. Пользовательский
интерфейс. Работа с поисковыми системами. Повторение видов информации, форматирования, редактирования текста и работы в облачном сервисе Google. Изучение новых
функций Google Документов для форматирования текста. Виды презентаций. Совместный доступ к презентации в Google.
2. Графический модуль Turtle в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы и программирование»)
Подключение модуля Turtle. Объект. Метод. Основные команды управления черепашкой. Заливка замкнутых мно-го-уголь-ни-ков. Рисование окружности. Изменение внешности черепашки при помощи команды Shape. Управление несколькими черепашками.
3. Функции и события на примере модуля Turtle в языке программирования
Python (раздел «Алгоритмы и программирование»)
Повторение: функция, виды функций. Функции модуля Turtle. Самостоятельное создание функции. Глобальные и локальные переменные. Объект «экран». Событие. Работа
с событиями. Фракталы. Рекурсия. Кривая Коха.
4. Элементы алгебры логики (раздел «Теоретические основы информатики»)
Электронное устройство. Логическое высказывание. Логические операции
и выражения. Таблица истинности для логического выражения. Логические элементы.
Построение логических схем. Алгоритм построения логической схемы.
9 КЛАСС
1. Современные цифровые технологии (раздел «Информационные технологии»)
Повторение: информационные технологии. Документооборот. Электронный документооборот. Механизмы работы с документами. Система электронного документооборота.
Достоинства и недостатки бумажного и электронного документооборота. Проверка подлинности. Электронная цифровая подпись. Компьютерная графика. Способы хранения
графической информации на компьютере. Отличия растровой графики от векторной.
Преимущества и недостатки растровой и векторной графики. Трёхмерная графика. Программы для создания компьютерной графики. UX/UI-дизайн. Трёхмерная система координат. Интерфейс Tinkercad.
2. Структуры данных (разделы «Теоретические основы информатики» и «Алго-
ритмы и программирование»)
Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). Запросы. Структурированные и неструктурированные данные. Работа с большими данными. Причины структурирования данных. Реляционная база данных. Виды баз данных по способу организации
данных. Виды баз данных по способу хранения. Функции str() и int(). Методы для работы
со строками. Создание списка в Python. Действия над элементами списка. Функции
append(), remove(). Объединение списков. Циклический просмотр списка. Сортировка
списков. Сумма элементов списка. Обработка списков. Сравнение списков и словарей.
3. Списки и словари в языке программирования Python (раздел «Алгоритмы
и программирование»)
Словарь. Создание словаря в Python. Добавление новой записи в словарь. Вывод значения по ключу. Замена элемента словаря. Удаление элемента из словаря. Работа
с элементами словаря. Методы работы со списками (len(), clear(), keys(), values(), items()).
4. Разработка веб-сайтов (раздел «Алгоритмы и программирование»)
Структура и разработка сайтов. Знакомство со специалистами по разработке сайтов.
Конструкторы сайтов. Создание сайта в конструкторе Google. Язык HTML. Основы вебдизайна.
5. Информационная безопасность (раздел «Цифровая грамотность»)
Информационная безопасность. Приватность и защита персональных данных. Основные типы угроз в Интернете. Правила поведения в Интернете. Кибербуллинг. Защита
приватных данных. Финансовая информационная безопасность. Виды финансового мошенничества. Шифрование и криптография.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА PYTHON»
7 КЛАСС
1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 6 ч — резервное время.
Темы, раскрывающие данный
раздел
программы,
и число часов на
их изучение
Содержание программы
Основные виды деятельности обучающегося при изучении темы
Раздел 1. Информация и информационные процессы (6 ч)
Информация
и информационн
ые процессы
Техника безопасности
и правила работы на
компьютере. Инфор-
Повторяет и соблюдает правила техники безопасности и правила работы
на компьютере.
Файлы и папки
мация
и информационные
процессы. Виды информации. Хранение
информации. Устройства для работы
с информацией.
Устройство компьютера. Кодирование
информации. Код.
Процессы кодирования и декодирования.
Единицы измерения
информации
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Получает информацию о видах информации и об основных информационных процессах.
Переводит данные из одной единицы
измерения информации в другую
(бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт).
Кодирует и декодирует информацию
согласно заданному правилу.
Получает сведения о том, как информация хранится в памяти компьютера
Файловая система.
Одноуровневая
и многоуровневая
файловые структуры.
Путь к файлу. Опера-
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Определяет тип файла по расширению.
Выполняет основные операции
ции с файлами
с файлами.
Описывает полный путь к файлу
Раздел 2. Основы языка программирования Python (12 ч)
Знакомство
с языком программирования
Python
Современные языки
программирования.
Алгоритм. Язык программирования. Программа. Среда разработки IDE. Интерфейс
Sculpt. Виды алгоритмов: линейный, разветвляющийся
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Получает объяснение, почему для
изучения программирования выбран
Python.
Определяет вид алгоритма по его
блок-схеме.
Знает интерфейс Sculpt.
Работает в Sculpt
Типы данных.
Переменные
Переменные. Правила
образования имён переменных. Типы данных: целое число,
строка
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Создаёт переменные с именами, удовлетворяющими условиям.
Исправляет ошибки в программном
коде.
Дописывает программный код.
Пишет программный код
Ввод и вывод
данных
Функция. Виды функций. Функция: print(),
input(), int()
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Получает информацию о синтаксисе
функций print(), input(), int().
Анализирует программный код, чтобы определить, что выведет программа при конкретных исходных
данных.
Исправляет ошибки в программном
коде.
Дописывает программный код.
Пишет программный код
Ветвление
Ветвление в Python.
Оператор if-else. Вложенное ветвление.
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Получает объяснение, почему вло-
Множественное ветвление. Оператор ifelif-else
женное ветвление можно упростить,
используя множественное ветвление.
Анализирует программный код, чтобы определить, что выведет программа при конкретных исходных
данных.
Исправляет ошибки в программном
коде.
Дописывает программный код.
Пишет программный код
Проект «Чат-бот» Цель проекта. Задачи
проекта. Чат-бот.
Планирование
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Определяет цель и задачи проекта.
Планирует свою работу при помощи
таблицы.
Пишет программный код на Python,
исполь-
зуя функции print(), input()
и операторы ветвления.
Выступает со своим проектом.
Оценивает чужой проект
Раздел 3. Циклы в языке программирования Python (9 ч)
Логические выражения
и операторы
Логическое выражение. Простые
и сложные логические
выражения. Результат
вычисления логического выражения.
Условие. Операции
сравнения в Python.
Логические операторы
в Python: and, or и not.
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Анализирует логическую структуру
выражений.
Пишет программы на Python на определение чётности и нечётности чисел.
Исправляет ошибки в программном
коде.
Дописывает программный код.
Пишет программный код
Операторы целочисленного деления
и деления с остатком
на Python
Циклы
Цикл с предусловием.
Цикл с параметром
Программирует циклические алгоритмы.
Определяет вид алгоритма по его
блок-схеме.
Решает задачи с использованием циклов в Blockly.
Понимает отличие цикла с условием
от цикла с параметром
Проект «Максимум и минимум»
Статистика. Примеры
статистических моделей. Формула вычисления среднего.
Функции для вычисления максимального
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Определяет цель и задачи проекта.
Планирует свою работу.
Пишет программный код на Python
для исследования температуры воз-
и минимального значения
духа
Раздел 4. Информационные технологии (7 ч)
Работа в Интернете
Средства коммуникации. Современные
средства общения.
Всемирная паутина
(WWW). Назначение
браузера. Создание
почтового ящика. Облачное хранилище.
Правила безопасности
в Интернете
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Анализирует пользовательский интерфейс применяемого программного средства.
Создаёт электронную почту
и работает с облачным хранилищем
данных Google.
Имеет представление об общении в
Интернете
Обработка различных видов
информации
Текстовая информаРаскрывает смысл изучаемых поняция в реальной жизни. тий.
Обработка текстовой Анализирует пользовательский ининформации.
терфейс применяемого программно-
го средства.
Форматирование текста. Обработка графической информации.
Виды графической
информации. Применение компьютерной
графики. Работа
с табличным процессором. Создание презентаций
Проект «Презентация Elevator
Pitch»
Создаёт текстовые документы.
Форматирует текстовые документы.
Создаёт векторный рисунок
в текстовом процессоре.
Создаёт презентации по заданной теме
Свойства и правила
Получает информацию об особеннохорошей презентации. стях презентации типа «Elevator
Особенности презенPitch».
тации типа «Elevator
Создаёт презентацию типа «Elevator
Pitch»
Pitch» по заданной теме.
Выступает со своим проектом.
Оценивает чужой проект
8 КЛАСС
1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 6 ч — резервное время.
Темы, раскрывающие данный
раздел
Содержание проОсновные виды деятельности обуграммы
чающегося при изучении темы
программы,
и число часов на
их изучение
Раздел 1. Информационные технологии (9 ч)
Информационные технологии
История развития ин- Раскрывает смысл изучаемых поняформационных техно- тий.
логий
Определяет программные средства,
и персонального комнеобходимые для осуществления
пьютера. Виды ининформационных процессов при
формационных прорешении задач.
цессов. Устройства
Оперирует компьютерными инфордля работы
мационными объектами в наглядно-
с информацией. Архитектура Неймана.
Программное обеспечение. Виды программного обеспечения. Пользовательский интерфейс. Работа с поисковыми системами
Обработка различной информации
Повторение: виды информации, форматирование, редактирование текста, работа
в облачном сервисе
Google.
Изучение новых
функций Google Документов для форматирования текста. Ви-
графическом интерфейсе
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Применяет новые функции Google
Документов и Google Презентаций
на практике
ды презентаций. Совместный доступ
к презентации в
Google
Раздел 2. Графический модуль Turtle в языке программирования Python (8 ч)
Знакомство
с модулем Turtle
в Python
Подключение модуля
Turtle. Объект. Метод.
Основные команды
управления черепашкой. Заливка замкнутых многоугольников.
Рисование окружности. Изменение внешности черепашки при
помощи команды
Shape. Управление
несколькими черепашками
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Объясняет, что такое исполнитель.
Описывает черепашку как пример
исполнителя.
Устанавливает связь между движением черепашки и единицами измерения (пиксели, градусы).
Определяет координаты как адрес
расположения точки в пространстве.
Определяет на экране начало движения черепашки (начало отсчёта).
Решает задачи на рисование различ-
ных геометрических фигур черепашкой.
Настраивает цвет исполнителя, толщину пера, выполняет заливку цветом.
Пишет программный код на Python
с использованием нескольких объектов-черепашек
Раздел 3. Функции и события на примере модуля Turtle в языке программирования Python (12 ч)
Функции
и события
в Python
Повторение: функция, Раскрывает смысл изучаемых понявиды функций.
тий.
Функции модуля
Создаёт свои функции.
Turtle. Самостоятель- Пишет программный код на Python
ное создание
с использованием функций
и событий.
функции. Глобальные
Получает информацию о различиях
и локальные переменные. Объект «экран».
Событие. Работа
с событиями. Фракталы. Рекурсия. Кривая
Коха
между областью видимости функции и областью видимости программы.
Решает задачи с использованием глобальных переменных
Раздел 4. Элементы алгебры логики (5 ч)
Элементы алгебры логики
Электронное устройство. Логическое высказывание.
Логические операции
и выражения. Таблица
истинности для логического выражения.
Логические элементы.
Построение логических схем. Алгоритм
построения логиче-
Раскрывает смысл изучаемых понятий.
Анализирует логическую структуру
высказываний.
Составляет таблицу истинности для
логического выражения.
Строит логические схемы
ской схемы
9 КЛАСС
1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 5 ч — резервное время.
Темы, раскрывающие данный
Основные виды деятельности
раздел
Содержание программы
обучающегося при изучении
программы,
темы
и число часов на
их изучение
Раздел 1. Современные цифровые технологии (6 ч)
Работа
с программами
Повторение: информациРаскрывает смысл изучаемых
онные технологии.
понятий.
Документооборот. ЭлекПолучает информацию
тронный документооборот. о причинах использования
Механизмы работы
электронного документо-
Компьютерная
графика
с документами. Система
электронного документооборота. Достоинства
и недостатки бумажного
и электронного документооборота. Проверка подлинности. Электронная
цифровая подпись
оборота вместо бумажного.
Форматирует и редактирует текстовую информацию
в облачном сервисе Google Документы
Компьютерная графика.
Способы хранения графической информации на
компьютере. Отличия
растровой графики от векторной. Преимущества
и недостатки растровой
и векторной графики.
Трёхмерная графика. Программы для создания компьютерной графики.
Раскрывает смысл изучаемых
понятий.
Анализирует пользовательский
интерфейс применяемого программного средства.
Создаёт трёхмерное изображение
UX/UI-дизайн. Трёхмерная
система координат. Интерфейс Tinkercad
Раздел 2. Структуры данных (11 ч)
База данных
Базы данных. Системы
Раскрывает смысл изучаемых
управления базами данных понятий.
(СУБД). Запросы. СтрукИмеет представление о базах
турированные
данных
и неструктурированные
данные. Работа
с большими данными.
Причины структурирования данных. Реляционная
база данных. Виды баз
данных по способу организации данных. Виды баз
данных по способу хранения
Список в языке
Python
Функции str() и int(). Методы для работы со строками. Создание списка
в Python. Действия над
элементами списка. Функции append(), remove().
Объединение списков.
Циклический просмотр
списка. Сортировка списков. Сумма элементов
списка. Обработка списков. Сравнение списков
и словарей
Раскрывает смысл изучаемых
понятий.
Создаёт списки на Python.
Исправляет ошибки
в программном коде.
Дописывает программный код.
Пишет программный код
Раздел 3. Списки и словари в языке программирования Python (5 ч)
Словарь в языке
Python
Словарь. Создание словаря Раскрывает смысл изучаемых
в Python. Добавление нопонятий.
вой записи в словарь. Вы- Создаёт словари на Python.
вод значения по ключу.
Исправляет ошибки
Замена элемента словаря.
Удаление элемента из словаря. Работа с элементами
словаря. Методы работы
со списками (len(), clear(),
keys(), values(), items())
в программном коде.
Дописывает программный код.
Пишет программный код
Раздел 4. Разработка веб-сайтов (6 ч)
Создание сайтов
Структура и разработка
сайтов. Знакомство со специалистами по разработке
сайтов. Конструкторы сайтов. Создание сайта
в конструкторе Google.
Язык HTML. Основы вебдизайна
Раскрывает смысл изучаемых
понятий.
Имеет представление о создании
сайтов.
Выполняет оформление сайта
с помощью готового конструктора.
Создаёт одностраничный сайт
с помощью языка HTML
Раздел 5. Информационная безопасность (6 ч)
Информационная Информационная безопасбезопасность
ность. Приватность
и защита персональных
данных. Основные типы
угроз в Интернете. Правила поведения в Интернете.
Кибербуллинг. Защита
приватных данных. Финансовая информационная
безопасность. Виды финансового мошенничества.
Шифрование
и криптография
Раскрывает смысл изучаемых
понятий.
Имеет представление об информационной безопасности
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
Курс внеурочной деятельности «Основы программирования на Python» для 7—9 классов рассчитан на 1 академический час в неделю. Обучение предусматривает групповую
форму занятий в классе с учителем. Тематическое планирование каждого класса состоит
из 4—5 модулей, в каждом из которых 5—14 занятий.
Занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу школьников, а также
предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность. В курсе
наиболее распространены следующие формы работы: обсуждения, дискуссии, решения
кейсов, викторины.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Помодульные дидактические материалы, представленные на образовательной платформе (в том числе раздаточный материал и т. д.).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические материалы.
Демонстрационные материалы по теме занятия.
Методическое видео с подробным разбором материалов, рекомендуемых для использования на занятии.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА
Образовательная платформа.
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер (стационарный компьютер, ноутбук, планшет).
Компьютерные мыши.
Клавиатуры.
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ,
ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И ДЕМОНСТРАЦИЙ
Мультимедийный проектор с экраном (интерактивной доской) или интерактивная панель.