РП курса внеурочной деятельности Музейное дело для 5-9 классов на 2023-2024 учебный год

Утверждена в составе ООП ООО
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 183 от 25.08.2023

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Музейное дело»
для 5-9 классов
на 2023 - 2024 учебный годы

1. Содержание программы
Введение -3ч.
Инструктаж по ТБ. Правила поведения в школьном музее во время
проведения занятия. Техника безопасности и охрана труда при работе в
музее.
Цели и задачи занятий по программе «Музейное дело». Основные понятия и
термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия,
экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной
системы музейного дела.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск
основных понятий и терминов музейного дела; составление словаря
музейных терминов; викторина «Кто больше назовёт музейных терминов?»;
составление кроссворда на тему «Музей».
Теория - 1 час, практика - 2 часа.
История музейного дела в России- 8ч.
Коллекционирование. Филателия, геральдика, нумизматика и др. Известные
музеи мира (Русский музей, Лувр, Прадо, Третьяковская галерея и др).
Музееведение в России. Начало коллекционирования древностей. Петр I и
его Кунсткамера, Эрмитаж. Помещичьи собрания памятников искусства и
древности в XVIII— XIX вв. Научные общества и музеи в XIX в. Создание
крупных публичных музеев. Возникновение отечественной теории и
методики музейного дела. Охрана и пропаганда памятников истории и
культуры. Нормативные документы по вопросам музейного дела. Ведущие
музеи страны. Просмотр видеофильмов об известных музеях страны.
Теория -3 часа, практика- 5 часов.
Музеи зарубежных стран- 8 часов.
Сообщения о музеях и картинных галереях Великобритании. Знакомство
через сеть Интернет с музеями Великобритании. Сообщения о музеях и
картинных галереях Германии.
Знакомство через сеть Интернет с музеями Германии. Сообщения о музеях
Франции.
Знакомство через сеть Интернет с музеями Франции. Необычные музеи мира.
Теория-3 часа, практика - 5 часов.
Музей как институт социальной памяти - 6 часов.
Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в
Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных
началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и
общественными. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни
человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции
музеев.
Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда
развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности
деятельности школьного краеведческого музея. Музеи школы, «Музей войны
1941– 1945 годов» (поисковая работа в библиотеке по группам: каждая

группа представляет разные музеи; представление на общем заседании;
коллективное обсуждение вопроса: «Почему музеи такие разные?», беседа:
«Какие музеи интересны тебе? Почему?».
Основные профессии: экскурсовод, хранитель, смотритель, обсуждение
похода в музей; викторина «Угадай, кто это?», творческая работа «Музей»
(отзыв, рекомендация).
Теория -3 часа, практика-3 час.
Музейный предмет и способы его изучения – 16 часов.
Понятия: музейный предмет – предмет музейного назначения – экспонат.
Классификация музейных предметов. Основные критерии ценности
музейного предмета. Уникальный и типичный музейный предмет. Атрибуция
– выявление основных признаков музейного предмета. «Легенда» как способ
фиксации сведений о музейном предмете со слов владельца. Копии
музейного предмета. Муляж, макет, модель.
Записи историко-краеведческих наблюдений. Фиксирование исторических
событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний.
Правила работы в фондах музеев, архивах и библиотеках. Копирование
документов. Правила хранения и использования документов.
Практические занятия: знакомство с краеведческими объектами;
фиксирование исторических событий; запись воспоминаний; работа с
первоисточниками; каталогами.
Теория - 8 часов, практика - 8 часов.
Изучение истории школьного музея – 16 часов.
Школьный музей как источник изучения родного края. История создания
школьного музея. Профиль музея: воспитание нравственности, патриотизма,
гражданственности. Фонды и экспозиции школьного музея. Направления
работы школьного музея, исследовательская деятельность. Изучение истории
школы. Школьный музей как источник изучения родного края. История его
образования. Выпускники школы. Основные события в жизни школы.
Практические занятия: поиск документов по истории школы (официальные
документы; публикации; запись устных воспоминаний педагогов и
выпускников школы).
Теория -5 часа, практика- 11 часов.
Работа с фондом школьного музея –36 часов.
Определение понятия, основные направления фондовой работы. Понятие:
фонды школьного музея. Термины: коллекция – фонд – единица хранения.
Структура фондов: основной, научно-вспомогательный, интерактивный.
Обменный фонд и фонд временного хранения. Основные направления
фондовой работы: комплектование, учёт и хранение. Правила оформления
текстов для музейной экспозиции.
Теория- 6 часов, практика – 30 часов.
Работа с аудиторией – 43 часа
Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного
наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая,
учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных

источников, научной и популярной литературы, материалов музейного
собрания. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая).
Работа экскурсовода. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид,
свободное владение материалом, этика. Как вести занятия по экспозициям
школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина).
Массовая работа музея.
Практические занятия: составление текста обзорной и тематических
экскурсий, подготовка экскурсоводов; организация сменных выставок;
проведение занятий на основе экспозиции музея.
Игра - практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.
Репетиции экскурсий.
Теория - 20 часов, практика - 23 часа.
Содержание программы
№ п/п Название
Содержание
разделов, тем

Количест
во часов

1-ый год обучения
1
Введение

3

2

2.1

История
музейного
дела в
России
Коллекциони
рование
(конец 17первая
половина 19
века). Многоо
бразие
вспомогатель
ных
дисциплин.

Правила поведения в музее во время
проведения занятия. Техника
безопасности и охрана труда при работе
с экспонатами музея. Знакомство с
основными понятиями и терминами в
музейном деле.
Составление словаря музейных
терминов; викторина «Кто больше
назовёт музейных терминов?»;
составление кроссворда на тему
«Музей».

8

Коллекционирование (конец 17 – первая 3
половина 19 в.) Первые музеи в России.
Кабинеты и галереи конца 17 – первой
четверти 18 в. Коллекционирование в
России в конце 18 – первой половине 19
в. Обзор дисциплин, помогающих в
музееведении (археология, генеалогия,
геральдика, дипломатика, кодикология,
метрология, нумизматика, ономастика,
палеология, хронология, эпиграфика

2.2
3

3.1

3.2
3.3
3.4

4

4.1

4.2

4.3

5.

Известные
музеи России
Музеи
зарубежных
стран.
Обзор музеев
зарубежных
стран.
Музеи
Франции.
Музеи
Германии.
Музеи
Великобритан
ии.
Музей как
институт
социальной
памяти
Происхожден
ие музея.
Профили и
типы музеев.
Специфика
школьного
музея как
центра
музейнопедагогическ
ой и
краеведческо
й работы в
школе.
Профессии в
музее

Музейный
предмет и
способы его
изучения

Просмотр видеофильмов об известных
музеях России.

5
8

Сообщение о музеях и картинных
галереях зарубежных стран.

2

Знакомство через сеть интернет с
музеями Франции.
Знакомство через сеть интернет с
музеями Германии.
Знакомство через сеть интернет с
музеями Великобритании.

2
2
2

6

Музеи античного мира, эпохи
Возрождения. Первые национальные
музеи. Профили и типы музеев.

2

Школьные музеи на современном этапе. 2
Музей и краеведение. Памятниковая
основа, предметность и наглядность в
музее. Единство и взаимосвязь всех
видов музейной деятельности.
Школьный музей в системе образования.
Основные признаки школьного музея.
Общественно-научная сущность музея.
Роль и место музея в образовательном
учреждении.
Основные профессии: экскурсовод,
2
хранитель, смотритель, обсуждение
похода в музей; викторина «Угадай, кто
это?», творческая работа «Музей»
(отзыв, рекомендация).
16

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

6

6.1

Понятия:
музейный
предмет –
предмет
музейного
назначения –
экспонат.
Классификац
ия музейных
предметов.
Способы
изучения
музейных
предметов.
«Легенда» как
способ
фиксации
сведений о
музейном
предмете со
слов
владельца.
Записи
историкокраеведчески
х
наблюдений.
Правила
работы в
фондах
музеев,
архивах и
библиотеках.
Практические
занятия.
Изучение
истории
школьного
музея
Школьный
музей как
источник

Музейный предмет как источник
научных знаний. Типы и группы
музейных предметов.
Музейные предметы и научновспомогательные материалы.

3

Научное определение, классификация и
систематизация, интерпретация
музейных предметов. Изучение
законодательных и нормативных
документов о порядке сбора, учета и
хранения музейных предметов. Копии
музейного предмета. Муляж, макет,
модель.

3

Фиксирование исторических событий,
точность и историческая достоверность
записей воспоминаний.

2

Копирование документов. Правила
хранения и использования документов.

2

Знакомство с краеведческими объектами; 6
фиксирование исторических событий;
запись воспоминаний; работа с
первоисточниками; каталогами.
16

Взаимосвязь школьного музея и истории 2
родного края.

6.2

6.3

7

7.1

7.2

7.3
7.4

7.5

7.6

7.7

8

изучения
родного края.
Профиль
Выбор профиля – важнейший этап в
музея
создании школьного музея. Направления
работы школьного музея,
исследовательская деятельность.
Практические сбор информации созданию школьного
занятия
музея и составление альбома «Из
истории школьного музея»
Фонды
школьного
музея
Понятие
Определение понятия «фонд школьного
фонды
музея»
школьного
музея
Способы
Экспедиции и краеведческие походы комплектован основная форма комплектования фондов.
ия фондов
Другие способы комплектования фондов
школьного
школьного музея.
музея.
Структура
Основной, научно - вспомогательный,
фондов
интерактивный фонд.
Обменный
Особенности обменного фонда и фонда
фонд и фонд временного хранения.
временного
хранения
Основные
Комплектование, хранение и учет
направления музейных предметов.
фондовой
работы
Тексты для
Правила оформления текстов для
музейной
музейной экспозиции.
экспозиции.
Практические Фонды школьного музея и их значение.
занятия
Комплектование музейных фондов.
Обменный фонд и фонд временного
хранения.
Учёт музейных фондов.
Хранение музейных фондов.
Правила оформления текстов для
музейной экспозиции.
Работа с
аудиторией

3

11

36

2

3

2
2

3

3

21

43

8.1

8.2

8.3

8.4
8.5

8.6

8.7
8.8
8.9

8.10
8.11

8.12

Аудитория
Понятие: аудитория школьного музея.
школьного
музея
Разнообразие Формы работы с аудиторией
форм работы
с аудиторией.
Экскурсия
Экскурсия как форма популяризации
историко-культурного и природного
наследия музейными средствами.
Виды
Обзорная, тематическая и учебная
экскурсий
экскурсия
Этапы
Основные требования к музейной
подготовки
экскурсии и этапы её подготовки.
музейной
экскурсии
Приемы
Приёмы подготовки экскурсии с
подготовки
использованием разных источников.
экскурсии
Тексты
Правила подготовки текстов экскурсий
экскурсии
Мастерство
Речь, внешний вид свободное владение
экскурсовода материалом, этика экскурсовода.
Занятия по
Как вести занятия по экспозициям
экспозициям школьного музея
школьного
музея: играэкскурсия,
лаборатория,
интервью.
Массовая
Работа экскурсовода.
работа музея.
Практические Составление текста обзорной и
занятия
тематических экскурсий;
Подготовка экскурсоводов;
Организация сменных выставок;
Проведение занятий на основе
экспозиции музея.
ИграПроведение игры-практикума.
практикум по
разработке
текстов
экскурсий по
выбранной
теме.

2

3

3

4
3

2

2
4
6

3
5

2

8.13

Репетиции
экскурсий

Репетиции экскурсий по
подготовленному плану. Мастерство
экскурсовода.

4

2. Учебно- тематический план
1-ый год обучения
№ п/п Разделы
программы

Кол-во часов

Формы
Всего Теория Практика аттестации/ко
нтроля

1
2

Введение
История музейного
дела в России

3
8

2
3

1
5

3

Музеи зарубежных
стран.

8

3

5

4

Музей как институт 6
социальной памяти
Музейный предмет и 16
способы его
изучения
Изучение истории
16
школьного музея

3

3

8

8

5

11

7

Фонды школьного
музея

6

30

8

Работа с аудиторией 43

20

23

ИТОГО

50

86

5

6

36

136

Устный опрос
Составление
кроссворда
«Музеи мира»
Оформление
экспозиции в
рекреации
школы
Викторина
Зачетная
практическая
работа
Составление
альбома «Из
истории
школьного
музея»
Творческая
работа:
составление
тематикоэкспозиционног
о плана
Проведение
экскурсии по
выбранной теме
для участников
кружка

3. Комплекс организационно-педагогических условий

Методические материалы
Методическое сопровождение программы
 методические разработки занятий,
 учебно-тематический план;
 календарно-тематический план;
 ресурсы информационных сетей по темам кружка
Объекты и средства материально-технического обеспечения курса.
 Компьютер, проектор, телевизор, экран.
Формы аттестации
Мониторинги, формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы – выставки, стартовый контроль, текущий и
итоговый контроль, мини-экспозиции и экскурсии. Формы:
1. Педагогическое наблюдение;
2. Описание и классификация экспонатов, занесение экспонатов в
инвентарную книгу;
3. Участие в тематических викторинах;
4. Подготовка текста экскурсии;
5. Создание видеофильмов, презентаций, альбомов для пополнения фонда
школьного музея;
6. Подготовка и проведение мини-экскурсии.
Оценочные материалы
Содержание КИМов (контрольных и проверочных работ) соотносятся с
требованиями к умениям и навыкам обучающихся. Назначение КИМов –
осуществлять контроль за уровнем освоения теоретических и практических
знаний и умений по изучаемым разделам. Объектом оценивания должны
стать предметные, метапредметые и личностные результаты.
Диагностические материалы должны проверять сформированность умений и
овладение навыками ведения музейного дела.
Контрольно-измерительные материалы
Входной контроль:
1. Что такое музей? Чем занимаются музеи?
2. Прочтите высказывания, приведенные ниже, о музее. Какие из
высказываний в большей степени соответствуют вашей точке зрения и
почему?
 Музеи – это кладбища искусства (А. де Ламартин).
 Музей – общественное учреждение для хранения произведений
искусства, научных коллекций, образцов промышленности (словарь
Брокгауза и Эфрона)
 Музей – это территория бизнеса.
 Музеем называют место, где находится большое количество
памятников истории и искусства.

1. Какие музеи есть в нашем районе? Опишите свой поход в музей.
2. Зачем современному обществу нужны музеи?
3. Что изучает музеология (музееведение)? Определите объект и предмет
ее исследований.
4. Музей, музееведение, музейное дело. Объясните взаимосвязь и
взаимозависимость этих понятий.
Текущий контроль №2
1. Ответьте на вопросы:
1. Какова цель комплектования фондов?
2. Назовите способы комплектования фондов музея.
3. Назовите формы комплектования фондов музея.
4. Что такое легенда?
5. Назовите правила комплектования музейных фондов?
6. Охарактеризуйте этапы комплектования музейных фондов.
7. Назовите основные единицы учета и хранения.
8. Что включает учетная документация музея?
9. Что включает фондовая документация музея?
10. Содержание основных этапов учета музейных предметов.
2.Анализируя раздаточный материал (рисунок) и опираясь на свой
жизненный опыт, попытайтесь ответить на вопрос: какие задачи стоят перед
сотрудниками музеев по организации хранения музейных фондов?
Итоговый контроль:
Составьте собственный экскурсионный проект, включите
в него наиболее примечательные, с вашей точки зрения, памятники
архитектуры, скульптуры.
Этапы работы над экскурсионным проектом.
I. Подготовительный этап.
Данный этап предполагает знакомство с теоретическими аспектами
экскурсионной деятельности:
1. Сущность экскурсии, классификация экскурсий, педагогические и
психологические основы экскурсии;
2. Техника ведения экскурсии;
3. Разбор типичных ошибок при проведении экскурсии;
4. Знакомство с экскурсионными проектами, вариантами их
оформления.
После знакомства с теоретическими основами экскурсионной
деятельности, в малых группах обсуждаются темы собственных
экскурсионных проектов.
II. Реализация проекта включает в себя планирование и
выполнение конкретных действий его участниками.
Конкретная последовательность действий участников проекта
включает в себя следующее:
1. Определение целей и задач конкретного экскурсионного проекта;
2. Распределение обязанностей;

3. Отбор источников информации (литературы и опубликованных
исторических источников, электронных ресурсов), составление
библиографии;
4. Сбор и анализ информации;
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов
Список литературы:
1. Как организовать работу школьного краеведческого музея:
методические рекомендации / сост. Н. А. Воронцова. — Пермь, 2013.
2. Музееведение /Под ред.проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста. – М.:
Высшая школа, 1998.
3. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий /
Под ред. Н.М. Ланковой. – М.:Гуман.изд.центр, 2001.
4. Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной
педагогике ,/' М, Ю. Юхневич. — М., 2018.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».