Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности
«Орлята России»
1. Содержательные основы Программы развития социальной активности
обучающихся начальных классов «Орлята России». В рамках, указанных выше
тенденций была разработана и начала своё осуществление Всероссийская
Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов
«Орлята России» (далее – Программа, программа «Орлята России»). Внедрение
программы «Орлята России» в практику общеобразовательных школ
Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач
государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие
единого образовательного пространства России.
2. Актуальность программы «Орлята России». Актуальность продиктована
общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с
усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ
№ 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в
социально значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего
ФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей программе
воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности
обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции
воспитания в образовательной организации». Участие детей и педагогов в
программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта
воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему
развитию с учётом всех вызовов современного мира. В данном разделе мы
определим своё понимание основных понятий и категорий, заложенных в
Программе.
3. Тезаурус основных понятий программы «Орлята России». Понятие
«социальная активность младшего школьника» в контексте Программы
рассматривается как творчески-преобразовательное отношение социального
субъекта к окружающей его социальной и природной среде, проявление
возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое
активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом;
развитие социальной активности отражает превращение личности из объекта в
субъект общественных отношений. Воспитание – деятельность, направленная
на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации
обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и
принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников
Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку
труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской
Федерации, природе и окружающей среде (Федеральный закон № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»). Коллективно-творческая деятельность
– это совместная деятельность детей и взрослых, направленная на развитие
навыков социального взаимодействия и творческих способностей каждого
участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также формирование
организаторских способностей (Иванов И.П. Энциклопедия коллективных
творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.). Событийность – это принцип,
предполагающий, что для эффективного воспитания необходимо
повседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими, запоминающимися
событиями, которые были бы привлекательны для детей и обладали бы при
этом достаточным воспитательным потенциалом (Степанов П.В. Современная
теория воспитания: словарь-справочник / Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.:
АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С. 30). 8 Детский
коллектив – группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и
эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и
общения, способствующая формированию личности и развитию
индивидуальности каждого её члена (Ковалёва А.Г. Педагогика «Орлёнка» в
терминах и понятиях: уч. пособие-словарь / А.Г. Ковалёва, Е.И. Бойко, С.И.
Панченко, И.В. Романец, А.М. Кузнецова. – М: Собеседник, 2005. – 192 с.).
Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений (Степанов
П.В. Современная теория воспитания: словарь-справочник / Под ред. Н.Л.
Селивановой. – М.: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. –
С. 47). Ценностные основания, заложенные в Программе: Родина, семья,
команда, природа, познание, здоровье. Микрогруппа – основное место общения
и деятельности ребёнка в смене. В группе из 4–5 человек он готовится к
отрядным делам, дежурит, обсуждает возникшие проблемы, делится
впечатлениями (И.В. Иванченко. Как рождается микрогруппа: методическое
пособие / И В. Иванченко, учебно-методический центр ВДЦ «Орлёнок», 2017. –
80 с.). В коллективе класса микрогруппы формируются с целью чередования
творческих поручений.
4. Ценностные основания программы «Орлята России» Примерная рабочая
программа воспитания, задавая целевые ориентиры и требования к результатам
программ воспитания образовательных учреждений, обеспечивает соответствие
ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов в
образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на
основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные
основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье,
Природа, Познание. Родина – воспитание любви к родному краю, Родине,
своему народу, дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству тем
делом, к которому есть призвание, и быть полезным своей стране;
формирование российского национального исторического сознания,
российской культурной идентичности через уважение национальных традиций
народов России, истории и культуры своей страны. Семья – основа развития
страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности, поддержки,
сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных
традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей. Команда –
содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в
соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другому и
бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому. Природа –
бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному
наследию своей страны, осознание влияния людей на окружающую среду,
понимание зависимости жизни людей от природы. Познание – открытие
окружающего мира и понимание себя в нём; активность, любознательность и
самостоятельность в познании, первоначальные представления о многообразии
и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и научном
знании. Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни;
безопасное поведение как в быту, так и в информационной среде, принятие
своей половой принадлежности.
5. Главным принципом участия в Программе должно стать: всё делать вместе,
сообща и делать для других! Вместе – радости и удачи, вместе – активное
действие и увлекательное приключение!
6. Методологической основой Программы является воспитание в коллективнотворческой деятельности, автор которой, доктор педагогических наук,
профессор, академик Российской академии образования (РАО) Игорь Петрович
Иванов, считал, что самый педагогически эффективный коллектив – это единое
содружество взрослых и детей, а самая эффективная воспитывающая
деятельность – та, что создаётся и развивается самими воспитанниками,
вовлечёнными в процесс жизнетворчества. 9 В.А. Сухомлинский писал: «В
школе учат не только читать, писать и считать, но и думать, познавать
окружающий мир и богатства науки и искусства. В школе учат жить. В школе
учатся жить». Материалы Программы позволяют педагогам использовать
подготовленные материалы в работе с детьми 1–4-х классов. При этом,
понимая огромную разницу между обучающимися 1-го класса и более старших
параллелей, мы развели логику реализации и содержание треков Программы в
соответствии с этими особенностями.