Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности
по курсу «Интеллектуальные витаминки»
Программа курса «Интеллектуальные витаминки» разработана в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования, а также
основной образовательной программой начального общего образования.
Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические
особенности младшего школьника.
Цель курса
Формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных
универсальных учебных действий (УУД) школьников.
Задачи
Развивать
познавательную
активность
обучающихся
как
важнейший компонент любой деятельности человека.
Формировать
познавательные
результаты,
заявленные
в
«Программе формирования универсальных учебных действий» ФГОС.
Повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать
способности, возможности, потребности и интересы ребёнка.
Реализация курса
Курс «Интеллектуальные витаминки» представляет собой систему
занятий для детей в возрасте от 7-10 лет, включает33 занятия в 1 классе и
по 34 занятий во 2-4 классах: одно занятие в неделю. Курс относится к
общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 4 года, объемом в 135
часов, по 1 часу в неделю.
Формы занятий
По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная,
коллективная, групповая (в 1-2 классах – работа в парах).
По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум,
интеллектуальная игра, мини-проекты.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний,
практические занятия, комбинированные формы занятий.
Продолжительность занятий
1 класс – 20 минут.
2-4 классы – 25 минут.
Планируемые
витаминки»
результаты
освоения
курса
«Интеллектуальные
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия
Федеральный
компонент
государственного
стандарта,
разработанный с учётом основных направлений модернизации
образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь
на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить
мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности,
возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно
одной из главных целей на уровне общего образования является развитие
познавательной активности обучающихся. Познавательная активность
обеспечивает познавательную деятельность, в процессе которой
происходит овладение необходимыми способами деятельности, умениями,
навыками. Наличие познавательной активности – психологический фактор,
который обеспечивает достижение целей обучения. К познавательным
относятся в том числе результаты, заявленные в «Программе
формирования универсальных учебных действий» («Планируемые
результаты начального общего образования», под редакцией Г. С.
Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009).
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы;
использовать знаково-символических средств, в том числе модели и
схемы для решения задач;
строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов,
выделению существенной информации из текстов разных видов;
осуществлять
анализа объектов с выделениемсущественных и
несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным
критериям;
устанавливать причинно-следственных связей;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для
целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения
сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть общим приёмом решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и
письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
проводить сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельный
выбор основания и критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинноследственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
В сфере коммуникации важны умения учитывать позицию
собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и
кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать
информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи. Поэтому одной из главных целей на ступени общего
образования является развитие коммуникативных умений учащихся.
К коммуникативным относятся в том числе результаты, заявленные в
«Программе формирования универсальных учебных действий»
(«Планируемые результаты начального общего образования», под
редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой, Москва, Просвещение, 2009).
Обучающийся научится:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на
позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер
знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнера;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной
позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций
всех его участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для
построения действия;
задавать
вопросы, необходимые
для
организации
собственной
деятельности
и сотрудничества с партнером;
осуществлять
взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае
работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения
задачи);
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу
в учебном сотрудничестве;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне
произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия
и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения
к образовательному учреждению, понимания необходимости учения,
выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и
предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим
способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной
деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».