Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности
по курсу «Занимательная математика»
Интегрированный курс «Занимательная математика» объединяет в единый
учебный предмет два разноплановых по способу овладения ими предмета:
математику и геометрию. Такое объединение поможет повысить качество
обучения и развития учащихся, т.к. создает условия для осуществления
органического единства мыслительной и конструкторско-практической
деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния друг на друга и
взаимодействия: математические знания и мыслительная деятельность
учащихся.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники
должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои
интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за
рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме
данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим
мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет
способствовать
развитию
мыслительных
операций
и
общему
интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и
стремление развивать у учащихся умения самостоятельной работы, думать,
решать творческие нестандартные задачи, а также совершенствовать навыки
аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям
младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне
повышенных требований, развивать учебную мотивацию.
Содержание кружка представляет собой курс введения в мир
элементарной математики и геометрии, а также расширенный углубленный
вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика.
Данная программа кружковой работы разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения,
которые заключаются в следующем:
«Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих
требованиям информационного общества».
Учет
индивидуальных
возрастных,
психофизиологических
особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и
форм общения для определения целей образования и воспитания и
путей их достижения.
Обеспечение преемственности… начального общего, основного и
среднего (полного) общего образования.
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных
особенностей каждого ученика, обеспечивающих рост творческого
потенциала, познавательных
мотивов,
обогащение
форм
взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной
деятельности…».
Цель и задачи программы.
Цель программы: обеспечить высокий уровень математической грамотности
учащихся (научить их счёту, сформировать умения выполнять арифметические
действия, решать текстовые задачи и др.), познакомить с основами
конструкторско-практической деятельностью и формировать элементы
конструкторского мышления, графической грамотности и технических умений
и навыков учащихся.
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной
математики;
познакомить учащихся с историей возникновения математики и геометрии
как наук;
учить решению нестандартных творческих задач;
учить моделировать различные математические объекты;
учить поиску и рациональному использованию необходимой информации;
воспитывать любознательность, сообразительность, настойчивость,
целеустремленность;
содействовать развитию творческого воображения, логического
мышления, развитию кругозора путем выполнения нестандартных задач и
выполнения упражнений нового вида;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные
мысли, рассуждать.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
o усвоить основные базовые понятия по математике, ее ключевые понятия;
o получить представления о возникновении математики и геометрии как
наук;
o получить представления о задачах нестандартного вида и способах их
решения;
o выполнять задания творческого характера;
o помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
o добывать информацию и рационально ее использовать;
o формировать творческое воображение и логическое мышление;
o способствовать улучшению качества решения задач различного уровня
сложности: успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах;
o получить представления о моделировании.
Основные требования к уровню математической подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать: основной программный материал курса математики
в 1 классе:
- счёт в пределах 20;
- знание основных величин;
- знание основных геометрических фигур;
- понятие отношений «больше», «меньше», «равно»;
- понятие «задача» и ее решение;
- способы работы с линейкой и др.
Учащиеся должны уметь: творчески применять имеющиеся знания, навыки в
реальных жизненных ситуациях, обладать определенным социальным опытом
самоорганизации для решения учебных и практических задач.
Виды контроля знаний.
В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть
использованы нестандартные виды контроля:
участие в математических конкурсах, праздниках, турнирах, олимпиадах;
выполнение практикумов, самостоятельных творческих работ.
Условия организации занятий. Кружок создается из учащихся 1 класса,
имеющих интерес к математике. Занятия групповые. Продолжительность одного
занятия не более 30 минут. Занятия проводятся в течении учебного года по 2 раза
в неделю. Всего занятий – 66.
Методы работы:
упражнения, задачи;
беседа;
игры.
Формы работы:
групповые занятия;
индивидуальные занятия.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения
факультативного курса «Занимательная математика»
Личностными результатами изучения данного факультативного курса
являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для
работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными
правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи,
на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования
ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них
верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат
решения задачи.
Конструировать несложные задачи.