Утверждена в составе ООП НОО
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 183 от 25.08.2023
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Скорочтение»
для 1-4 классов
на 2023-2024 учебный год
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Скорочтение»
В ходе освоения содержания программы «Скорочтение» предполагается
обеспечение условий для достижения обучающимися следующих личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
У учащихся будут сформированы:
-новые знания и умения для организации внимания и памяти для дальнейшей
успешной учёбы, активизации познавательной деятельности
-мотивация к саморазвитию познавательных и творческих способностей
умение использовать техники запоминания при работе с учебным материалом
-положительная самооценка за счёт повышения успешности деятельности
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
- Обучающийся научится управлять своим вниманием;
использовать технику дыхательных упражнений для достижения
высокой умственной работоспособности;
максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в
чтение.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
выделять в тексте самое важное и необходимое;
логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения,
обобщения, классификации, систематизации;
обоснованно делать выводы, доказывать;
извлекать и анализировать информацию из различных источников.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения,
обобщения, классификации, систематизации;
обоснованно делать выводы, доказывать;
развивать способность взаимодействия и общения с другими людьми
за счет улучшения качества устной речи.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью
позволяющей понимать прочитанное;
свободно читать тексты больших объёмов;
владеть навыками быстрого «предосмотра» читаемого текста;
владеть техникой скорочтения: читать с применением эффективных
стратегий запоминания.
Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости
чтения и быстрое усвоение необходимой информации, личностный рост
обучающегося, его самореализация и определение своего места в ученическом
коллективе.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате работы по программе обучающиеся должны уметь:
логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения,
обобщения, классификации, систематизации;
обоснованно делать выводы;
максимально возмещать затраты времени и усилий, вложенные в
чтение; - применять новые знания и умения для организации
внимания и памяти для дальнейшей успешной учёбы, активизации
познавательной деятельности. Основной показатель качества
освоения программы - личностный рост обучающегося, его
самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Обучающиеся научатся:
- сокращать время выполнения домашней работы минимум в 2 раза; увеличивать скорость чтения в 2 и более раз;
- увеличивать скорость и качество запоминания текстов;
- научатся легко запоминать стихи за 10-15 минут;
научатся быстро запоминать даты, правила, определения, словарные слова; научатся мыслить быстрее.
Приемы и методы.
Артикуляционная гимнастика;
чтение слогов, текста;
упражнения на слуховую память;
упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой
взгляд;
упражнения на концентрацию внимания;
упражнения на логическое мышление; корректурная проба.
Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности
До того, как приступить к самому тренингу, необходимо изучить
упражнения, чтобы контролировать правильное их выполнение учеником.
Главное — знать, как правильно эти упражнения выполнять, доходчиво
объяснить ученику методику их выполнения. Для этого необходимо понять,
что и как делать. После того как будут изучены упражнения, нужно приступать
к прохождению тренинга.
Упражнения на внимание
Первое упражнение на внимание — это струп-тест. Струп-тест — это
последовательность слов, описывающих цвета. Например, слова зеленый,
красный, синий, фиолетовый и т. д. записаны разными цветами, при этом цвет
слова не соответствует цвету, этим словом обозначаемому. То есть слово
зеленый желтого цвета, слово красный — зеленого. Ученику нужно
внимательно читать про себя и называть не слово, которое написано, а цвет,
которым это слово написано.
Виды упражнений со слоговыми таблицами:
Следующее упражнение для тренировки внимания — это лабиринты. Здесь
никаких особенностей нет, однако очень важно, чтобы ученик не помогал себе
пальцем или указкой. Он должен лишь при помощи глаз искать выход из
лабиринта, либо соответствие какой-нибудь букве или цифре, в зависимости от
того, каково задание.
Лабиринты также очень сильно тренируют внимание, заставляют
ребенка напрягать его по максимуму. Делаем лабиринты как в прямом, так и в
обратном порядке. Лабиринты будут повторяться, и это позволит развить и
зрительную память.
Также к упражнениям, тренирующим внимание, относится
упражнение «Большие и малые числа». Оно никогда не надоедает, можно одной
и той же картинкой пользоваться бесконечное количество раз, работая то в
прямом, то в обратном порядке. Необходимо найти цифры от 1 до 99. В чем
особенность этого упражнения? Все числа написаны разным шрифтом, они
разного размера, и мозгу ученика приходится очень быстро перестраиваться,
чтобы выполнить данное упражнение. Вообще, мозг довольно быстро
адаптируется. Тренируется он для быстрого переключения. Ученик понимает,
что характеристики шрифта — ширина, высота, начертание, угол наклона —
меняются и единственным критерием для правильного ответа является форма
написания (один пишется так-то, два — так-то).
Упражнение «Разноцветные числа». Одна из вариаций «Больших и
малых чисел», но проще. Здесь необходимо искать числа по порядку, чередуя
цвет: 1 белое (серое), 1 черное, 2 белое (серое), 2 черное и т. д.
Практические упражнения по развитию памяти
Слуховая память
Упражнение на развитие слуховой памяти Читается 10 слов,
которые дети должны постараться их запомнить. Для запоминания
составляется рассказ.
Наставнику: Прочтите ребенку слова. Вмести с ним составьте рассказ, включая
каждое слово после его однократного прочтения. Проверьте сколько слов
запомнил ребенок. Обсудите причину забывания того или иного слова.
Подумайте как бы надо было изменить рассказ, чтобы слово не потерялось.
1. Компьютер
2. Игра
3. Пулемет
4. Ошибка
5. Мама
6. Обувь
7. Пальто
8. Поцелуй
9. Обида
10. Холод
11. Ветер
12. Дождь
13. Трещина
14. Огонь
15. Чужой
16. Погоня
17. Яйцо
18. Ребёнок
19. Укрытие
20. Штора
21. Люк
22. Мир
23. Красный
24. Пустыня
25. Путешествие
26. Пирамида
27. Сокровище
28. Способность
Наставнику:
Ребёнок должен сам читать слова. Все остальные так же как в предыдущем
случае.
1. Ворона
2. Чеснок
3. Грузин
4. Магия
5. Организм
6. Отец
7. Наволочка
8. Записка
9. Лагерь
10. Стрижка
11. Узор
12. Санитар
13. Слесарь
14. Молоко
15. Помощь
16. Глина
17. Копия
18. Фильм
19. Орех
20. Опера
21. Ток
22. Этаж
23. Таблетка
24. Воск
25. Гадание
26. Картина
27. Макароны
28. Телескоп
Упражнения на расширение поля зрения
Следующий блок упражнений — на расширение поля зрения.
Логично предположить следующее: для того чтобы увидеть достаточно
большой объем информации, ученику необходимо видеть ясным взором
большую область. Это называется «пятно ясного видения».
Одно из лучших упражнений для увеличения пятна ясного
видения — это таблицы Шульте. Таблица Шульте состоит из чисел,
расположенных в произвольном порядке. Есть разные интерпретации: от 3 х 3
(для маленьких детей) до 4 х 4 и 5 х 5. Как работать с таблицей Шульте?
Нужно расположить таблицу так, чтобы расстояние до глаз в 3-4
раза превышало длину ее стороны. То есть если сторона таблицы равна 10 см,
то
требуемое
расстояние
составит
30-40
см.
Необходимо,
сконцентрировавшись на центре таблицы, боковым зрением находить цифры
от 1 до 25. В процессе тренировки движение глаз будет уменьшаться. Конечно,
полностью его исключить невозможно, но ученики смогут свести эти
движения к минимуму, потому что пятно ясного видения у них будет большим.
Это говорит о том, что данный навык хорошо тренируется и очень важно
делать это упражнение честно, особенно на начальных этапах. Честность
ученика во многом зависит от учителя, потому что если сильно давить на
ученика, есть вероятность, что ему захочется обмануть, показать, что он делает
лучше, чем на самом деле. Очень важно дать понять ученику следующее: чем
честнее он выполнит упражнение, тем более высоких результатов достигнет.
Следующее упражнение — на расширение горизонтальной и
вертикальной составляющей пятна ясного видения, так называемые
клиновидные таблицы. Цель этого задания — глядя на центральную линию,
при каждом движении взгляда увидеть цифры или буквы, которые находятся
по разным сторонам. Тем самым расширяется поле зрения. При ошибке
необходимо вернуться на два шага назад и продолжать.
Упражнения на синхронизацию обоих полушарий
Третий блок упражнений — это упражнения на одновременную работу
обоих полушарий мозга. То есть если левое полушарие — это
последовательность, логика и структура, то правое полушарие — это интуиция,
воображение, образы и т. д. Есть один медицинский факт: за левую часть тела
отвечает правое полушарие мозга, а за правую часть, соответственно, левое
полушарие. И все мы знаем, что не переученные левши — личности более
творческие. Еще один практический вывод заключается в том, что, заставляя
синхронно работать оба полушария мозга, можно получать состояние сверх
обучаемости, в котором процесс обучения проходит намного легче и намного
эффективнее. Поэтому в программу внедрено большое количество
упражнений на одновременную работу обоих полушарий мозга.
Рисование обеими руками.
Ученику необходимо нарисовать рисунок двумя руками. Очень важно не
давить на него. Ученик показывает хороший результат, если у него получается
на 30-40-50 %. Это тот уровень, на котором нужно поддерживать достигнутый
результат.
Упражнение «Алфавит» также синхронизирует оба полушария мозга.
Выполнять его необходимо следующим образом: ученик произносит громко
верхнюю букву в паре и поднимает, соответственно, правую руку, если снизу
буква П, и левую руку, если снизу буква JI. Если же это буква О, то
одновременно обе руки. В более сложной интерпретации необходимо
поднимать еще и соответствующую ногу.
Упражнение «Корректурная проба». На бланке с буквами отчеркните
первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды
букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо
быстро и точно. Время работы — 5 минут Ч (А)». Используются для развития
зрительных представлений, памяти, способности к воспроизведению
определенной программы действий, мелкой моторики и внимания
Упражнение «Устный счет». Необходимо быстро считать в уме и громко
произносить ответы. Начинаете решать примеры с любого места. Время
решения — 1 минута.
Чтение с указкой
При выполнении чтения в тренинге необходимо читать с помощью
указки, ведя ручкой или карандашом под читаемым текстом и избегая
возвратных движений. При этом неважно, читает ли ученик вслух или про себя.
Указку он ведет непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряет свои
движения. В процессе обучения очень важно, чтобы у ребенка накапливались
победы: чем больше побед, тем более уверенным человеком он будет и лучшие
результаты получит.
Упражнение «Чтение на 3 хлопка».
«Я читаю слоги» - чтение слогов, слов - строчками и столбцами.
Упражнение выполняется на время: 1 раз ребёнок читает 1 минуту – делается
отметка, затем читает этот же отрывок – 45 секунд со звуковыми сигналами
через каждые 15 секунд (хлопки). Упражнение называется «Чтение на 3
хлопка». Читающий должен успеть прочитать этот же объём.
- Быстрое нахождение ребенком слога, который прочитал учитель. «Подскажи конец словечка». Учитель произносит слово, не договаривая
последний слог
- Работа с текстом на время. При работе с текстами используется прием
«Многократное чтение».
За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости
от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз сначала.
Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит
сам ученик, у которого поддерживается желание дальнейшего чтения
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и
дикцию)
Дыхательные упражнения
Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками).
Работа со скороговорками и чистоговорками
Во время проговаривания всех скороговорок и чистоговорок звуки
должны произноситься чётко, ясно, не торопясь.
Соединять скороговорку с различными движениями пальцев: играем
пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками
пальцев левой и правой руки. Скороговорки и чистоговорки необходимы для
отработки чистоты произнесения звуков, для выработки правильного дыхания,
чувства ритма и для создания радостного настроения.
Практическая часть
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата
(артикуляцию и дикцию)
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух.
Задуйте одну большую свечку.
Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и
выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.
Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много
маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много
больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких
выдохов.
Обрызгайте бельё водой. Глубокий вдох и имитация разбрызгивания
воды на бельё.
В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и
почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный
вдох носом и выдох ртом. (2-3раза.)
Отработка дикции
1.Выдох со счётом. Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до
тех пор, пока не кончится воздух
2. Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного
ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
Скороговорки
Водовоз вез воду из-под водопада.
Говори, говори, да не заговаривайся.
На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
Наш дуда и туда и сюда.
Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка,
три Егорка …
Летят три пичужки через три пусты избушки.
В один, Клим, клин колоти.
Каково волокно, таково и полотно
Клюет курка крупку, курит турка трубку.
Либретто "Риголетто”.
Полили ли лилию, видели ли Лидию?
Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Чистоговорки
ай – ай – ай – авторучку дай.
ам –ам –ам –песенка для мам.
ак – ак – ак – Сашенька - рыбак.
ал –ал –ал - скоро ли вокзал?
ла - ла - ла - очень острая игла.
лу - лу - лу - не валяйся на полу.
лы - лы - лы - наши девочки малы.
ло - ло - ло - прозрачное стекло.
да - да - да - там холодная вода.
ды — ды — ды — выходи - ка из воды.
ду - ду - ду - поскорей домой пойду.
де - де – де - подходить нельзя к воде.
Формы организации и виды деятельности
Обучение строится на игровой и творческой деятельности и носит
практический характер. Особое значение при проведении занятий с детьми
приобретают речевые игры, театрализация, работа по формированию тонкой
моторики и развитию координации движений.
Образовательная Виды детской
деятельности
Формы образовательной
деятельности область
«Познавательное Познавательноразвитие»
исследовательская
игровая;
восприятие
художественной
литературы;
двигательная;
изобразительная;
конструктивная;
трудовая;
игровая
Решение проблемных ситуаций
беседа, дидактические и
развивающие игры,
рассматривание картин,
иллюстраций, заучивание
стихотворений, слушание и
обсуждение произведений,
отгадывание загадок,
викторины, реализация проектов
«Речевое
развитие»
Слушание художественной
художественных произведений,
театрализация, разучивание
стихотворений, праздники и
развлечения
Коммуникативная
познавательноисследовательская;
восприятие
художественной
литературы;
игровая;
двигательная
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы:
проведение итоговой аттестации (проверка скорости чтения);
проведение «Дня открытых дверей» для родителей;
итоговый урок-праздник «Мы умеем быстро читать!»
Обязательными условиями проведения занятий являются:
1. Использование игровых методов преподавания. Игровая деятельность
способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти.
2. Виды игр: сюжетно - ролевые, театрализованные, подвижные,
дидактические.
3. Смена видов деятельности.
4. Положительная оценка личных достижений каждого ребенка.
2. Тематическое планирование с указанием форм организации и
видов деятельности
№
п/п
1 класс (33 часа в год, 1 час в неделю)
Тема
Количество
часов
1
Вводное занятие. Мир общения.
1
2
Престижность скорочтения. Замер стартовой скорости
чтения
1
3
Работа со скороговорками
1
4
Чтение слогов.
1
5
Мир общения. Слово в общении.
1
6
Упражнение на развитие подвижности речевого
аппарата.
1
7
Чтение слогов по таблице.
1
8
Общение без слов. Мимика и жесты.
1
9
Работа со слогами.
1
10
Озорные красавицы буквы. Игры-загадки.
1
11
Удивительные невидимки звуки.
1
12
Игра «Подскажи словечко»
1
13
Чтение «марсианского» стихотворения.
1
14
Весёлые странички.
1
15
Тренировка на быстрое переключение внимания
1
16
Работа с «Таблицами Шульте».
1
17
Поиск цифр и букв. Подготовительный этап.
1
18
Работа с текстом на время. Практическое задание.
1
19
Игры со словами. Практическое задание. Игра «Кто
больше»
1
20
Упражнение на развитие слуховой памяти.
1
21
Составление рассказа на запоминание.
1
22
Упражнение «Вставь буквы»
1
23
Игры «Деда Буквоеда».
1
24
Интересные согласные Н, Р, М, Й, Л. Составление
рассказа на запоминание.
1
25
Составление рассказа на запоминание. Игры с буквами.
1
26
Акросхемы.
1
27
Работа с «Таблицами Шульте».
1
28
Тренировка горизонтального движения глаз.
1
29
Упражнение «Корректурная проба.
1
30
Игры с буквами и словами. Игра
« Первый звук потерялся»
1
31
Работа с текстами с применением техник чтения
1
32
Занимательные кроссворды. Ребусы
1
33
Работа с двухминутным текстом. Итоговое занятие.
1
Итого:
33
2 класс (34 часа в год, 1 час в неделю)
№
п/п
Тема
Количество
часов
1
Вводное занятие.
1
2
Чтение простейших слогов.
1
3
Работа с таблицами по цифрам и алфавиту.
1
4
Игры с буквами.
1
5
Акросхемы.
1
6
Удивительные невидимки звуки.
1
7
Игра «Подскажи словечко»
1
8
Занимательные игры со словами.
1
9
Добрый “волшебник” – Ударение.
1
10
Попробуй изменить ударение.
1
11
Играем в прятки с буквами.
1
12
Игра «Да и нет»
1
13
Разгадываем ребусы.
1
14
Загадки. Шарады из слов.
1
15
Игры с буквами и словами.
1
16
Игра « Первый звук потерялся».Созерцание зеленой
точки.
1
17
Слова – друзья. Синонимы.
1
18
Работа с текстами на время.
1
19
Отработка ускорения.
1
20
Работа с текстами, используя полную организацию
внимания.
1
21
Понимание и запись под диктовку.
1
22
Работа с разными текстами, используя оперативную
память.
1
23
Работа с текстом.
1
24
Текст. Осмысливание.
1
25
Работа с карандашом.
1
26
Опорные слова.
1
27
Текст.
1
28
Использование «Таблицы Шульте».
1
29
Слова – спорщики.
1
30
Антонимы.
1
31
Одинаково звучащие слова. Амонимы.
1
32
Решаем анаграммы.
1
33
Занимательные кроссворды. Ребусы.
1
34
Работа с двухминутным текстом. Итоговое занятие.
1
Итого:
34
3 класс (34 часа в год, 1 час в неделю)
№
п/п
1
Тема
Количество
часов
Вводное занятие. В мире безмолвия и неведомых звуков.
1
2
В страну слов. Первые встречи.
1
3
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.
1
4
К тайнам волшебных слов. Работа со слогами.
1
5
Выбор друзей в Стране Слов
1
6
К несметным сокровищам Страны слов.
1
7
Чудесные превращения слов.
1
8
Чтение «марсианского» стихотворения.
1
9
В гости к Алфавиту.
1
10
Текст. Использование «Таблицы Шульте».
1
11
Работа с «Таблицами Шульте».
1
12
Тренировка горизонтального движения глаз.
1
13
Работа с текстом. Доминанта.
1
14
Работа с текстом. Созерцание зелёной точки.
1
15
В Страну Слогов.
1
16
Работа с текстом на время
1
17
Упражнение на развитие слуховой памяти.
1
18
Составление рассказа на запоминание.
1
19
На карнавале слов.
1
20
В Театре близнецов.
1
21
Работа с текстом на время
1
22
Развитие зрительной памяти
1
23
Упражнение «Корректурная проба.
1
24
Следопыты развлекают гостей.
1
25
В Клубе весёлых человечков.
1
26
К словам – родственникам. Почему их так назвали?
1
27
Занимательные кроссворды.
1
28
Ребусы
1
29
Быстрое переключение и тренировка внимания
1
30
Работа с «Таблицами Шульте».
1
31
Работа с текстами с применением техник скорочтения
1
32
Чтение с указкой.
1
33
Работа с текстами с применением техник скорочтения
1
34
Работа с двухминутным текстом. Итоговое занятие.
1
34
№
п/п
4 класс (34 часа в год, 1 час в неделю)
Тема
Количество
часов
1
Вводное занятие. Особенности традиционных методов
чтения.
1
2
Чтение простейших слогов. Работа с таблицами по
цифрам и алфавиту.
1
3
Работа с текстами на время. Отработка ускорения.
1
4
Работа с текстами, используя полную организацию
внимания.
1
5
Работа с разными текстами, используя оперативную
память.
1
6
Работа с текстом. Осмысливание. Работа с карандашом.
1
7
Текст. Осмысливание. Опорные слова.
1
8
Отработка дикции.
1
9
«Таблицы Шульте». Поиск цифр и букв
Подготовительный этап.
1
10
Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка
горизонтального движения глаз.
1
11
Работа с текстом. Доминанта.
1
12
Работа с текстом. Созерцание зелёной точки.
1
13
Работа с текстами, используя полную организацию
внимания.
1
14
Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма.
1
15
Работа с текстами
1
16
Работа с алгоритмами и умением заполнять все блоки.
1
17
Работа с текстами. Знакомство с фильтрацией,
ключевыми словами, смысловыми рядами.
1
18
Доминанта Зрительное видение текста, автора, основное
содержание страницы.
1
19
Работа с текстами. Знакомство с фильтрацией,
формирование доминанты.
1
20
Закрепление полученных приемов чтения.
1
21
Чтение текстов с одновременным выстукиванием ритма.
1
22
Работа с карандашом и движением рук.
1
23
Работа с «Таблицами Шульте». Тренировка
горизонтального движения глаз.
1
24
Работа с текстами. Доминанта. Созерцание зеленой
точки.
1
25
Конструирование смысла текстов. Ассоциативная связь с
понятием.
1
26
Чтение текстов, используя «Метод штурма» и
вертикальные линии.
1
27
Работа с текстами. Два способа организации внимания.
Непроизвольное внимание.
1
28
Работа с текстами. Два способа организации внимания.
Произвольное внимание.
1
29
Работа с текстом, используя оперативную память,
осмысливание текстов.
1
30
Работа с двухминутным текстом.
1
31
Закрепление. Отработка.
1
32
Работа с текстами с применением техник скорочтения
1
33
Чтение с указкой.
1
34
Итоговое занятие. Турнир по скорочтению.
1
Итого:
34
Информационные ресурсы:
Режим доступа: http:// scoll-collection/edu.ru
Режим доступа: http://nsc.1 september.ru|urok
уроков «Начальная школа».
Режим доступа: http:// nachalka.info\about\193
Режим доступа: http://viki.rdf.ru
-АБВ».
Режим доступа: http://www.shkola-abv.ru/katalog_
Список использованной литературы
Зайцев В.Н. «Резервы обучения Чтению» г. Москва «Просвещение»
Крылова О.Н. «Чтение. Работа с текстом» Изд. «Экзамен», 2011г Ситдикова
Р.Н. «Опережающее развитие ребёнка» Дополнительные задания. Изд.
«Рекпол» г. Челябинск, 2011г.
- Узорова Ольга Васильевна, Нефедова Елена Алексеевна «Учебные
тексты с вопросами и заданиями для еженедельных контрольных и
проверочных работ по технике чтения» 3 класс
ООО «Издательство Астрель», 2009