Утверждена в составе ООП НОО
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 183 от 25.08.2023
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Первоклассная газета» в 4 классе
для 1-4 классов
на 2023-2024 учебный годы
Программа базируется на следующих общих
методологических принципах (Э.А.Орлова):
принцип системности и последовательности обучения чтению и работе с
письменными источниками;
принцип межпредметной интеграции;
принцип диалогичности при работе с текстом;
принцип активного взаимодействия обучающихся и учащихся в процессе
обучения чтению (другими словами, обучение должно осуществляться на основе
деятельностного подхода);
принцип непрерывности обучения чтению, а также сохранения преемственности
между ступенями образования;
принцип дифференциации при обучении чтению разных категорий читателей;
принцип оптимального соотношения технологического и культурносимволического аспектов обучения.
Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности
младшего школьника.
С целью достижения качественных результатов при помощи мультимедийных
элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у обучающихся и
создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Результаты освоения курса
а) конкретные ожидаемые результаты:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности;
б) результаты детской продуктивной деятельности:
создание своего листка газеты,
издание сборников литературного творчества учащихся (уровень школы)
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
Определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие
для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы
и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью преподавателя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение о возможном варианте решения
проблемного задания.
Учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности
одноклассников.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
оглавлении.
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
и информацию, полученную от преподавателя.
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать различные
объекты.
осуществление расширенного поиска информации с использование ресурсов
библиотек и Интернета;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной
форме;
осуществление синтеза как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
построение логических рассуждений, включающее установление причинноследственных связей.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Грамотно формулировать и оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста).
Совместно договариваться о правилах общения и на занятии.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции
других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его
участников;
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач.
Предметные
Учащиеся научатся:
• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные
в тексте
напрямую;
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
Учащиеся получат возможность научиться:
• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего
использования;
• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Планируемые результаты изучения курса
Обучающийся научится:
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
• определять тему и главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
•вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их
последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три
существенных признака;
• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в
тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;
характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы
элементов);
• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде
таблицы, схемы, диаграммы;
• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на
жанр, структуру, выразительные средства текста;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для
поиска нужной информации;
• работать с несколькими источниками информации;
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации:
• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные
в тексте напрямую;
• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на
поставленный вопрос.
Обучающийся получит возможность научиться:
• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего
использования;
• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации:
• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место
и роль иллюстративного ряда в тексте;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
• сопоставлять различные точки зрения;
• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
Формы организации занятия
Формы занятий:
По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная,
групповая, работа в парах.
По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная
игра, ролевая игра, деловая игра.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний,
практические занятия, мониторинговые занятия, комбинированные формы занятий
Дидактический
материал:
курс
поддержан
подпиской
номеров
«Первоклассной газеты». Каждый номер представляет собой 4 страницы
формата А4 и включает обложку, информационные блоки с картинками, не
менее пяти заданий на работу с информацией. Задания направлены на разные
умения работы с информацией и предполагают разный формат ответа. Одна
подписка содержит 30 тематических выпусков.
Формы подведения итогов реализации программы: тесты, кроссворды,
викторины, выставки рисунков, создание коллажей, презентация продуктов
проектной деятельности.
В работе с газетой используются следующие виды чтения:
Углубленное чтение. При таком чтении происходит понимание того, какую
проблему решает автор, какова его точка зрения и выводы. Для этого
необходимо произвести осмысление структуры текста, сопоставление выводов
автора с собственными рассуждениями. При этом особое внимание обращается
на детали текста, производится их анализ и оценка. В результате текст должен
быть полностью усвоен, вся информация переработана.
Ознакомительное чтение. Целью такого чтения является общее знакомство с
содержанием текста. При этом не столько важен анализ текста, сколько его
информативная сторона. Здесь, как правило, внимание уделяется только
основной информации.
Выборочное чтение. Стратегия выборочного чтения используется, если в тексте
нужно найти определенную информацию (например, описание какого-то факта и
т. п.) или познакомиться с новостью. При этом можно не анализировать весь
материал, содержащийся в тексте, а достаточно понять, что нового, важного и
полезного для вас содержится в нем.
Чтение-просмотр. Чтение-просмотр— разновидность выборочного чтения.
Этот способ используется для предварительного ознакомления с книгой,
журналом, газетой. Он заключается в том, что читается оглавление
(предисловие), по оглавлению выбираются наиболее важные положения автора,
читаются рубрики. Цель такого чтения — определение того, следует ли купить
это печатное издание, заказать в библиотеке и т. п.
Сканирование. Чтение-сканирование— другой вид выборочного чтения.
Сканирование— это быстрый просмотр печатного текста с целью поиска слова,
фактов, фамилии и т. п. При этом глаза движутся, как правило, в вертикальном
направлении по центру страницы. Зрение работает избирательно: читающий
имеет установку найти только интересующие его данные. Человек, обученный
этому способу, может использовать его в два-три раза быстрее, чем читающий
традиционно.
Организуя работу младших школьников с газетой, учитываем, что в газете, в
отличие от книг, разрешается (и приветствуется) делать пометки: подчеркивать,
отчеркивать, писать на полях, разделять текст на отдельные смысловые части.
Можно даже делать вырезки, формировать папки, составлять коллажи. Для
пометок можно использовать условные графические знаки, принятые самим
читателем, например, используются символы: «!«— это важно; «?«— нужно
уточнить; «V»— относится к моей теме и другие. Все это, стимулируя моторику
ученика, приобщает его к аналитическому восприятия информации, что, в свою
очередь, выступает основным источником читательской грамотности. Делая
пометки, ребенок реализует свою значимость, примеряя на себя роль эксперта.
Это своего рода игра.
Еще одной формой работы с младшими школьниками над содержанием газеты
может стать составление тематических подборок, вырезок. Вырезки должны
быть компактны, занимать мало места. Когда по одной теме накапливаются
вырезки, они помещаются в один альбом, определяется последовательность
расположения их в альбоме, возможно составление содержания, рубрикация.
Изготовление коллажей из газетных вырезок непременно заинтересует
учащихся, склонных к визуализации, предпочитающих усваивать информацию
посредством визуальных каналов. В рамках работы с коллажом можно устроить
конкурс по разным номинациям. Например, «Самый яркий коллаж», «Самый
аккуратный коллаж», «Коллаж-справка», «Коллаж— информационная карта» и
др.
Содержание курса «Первоклассная газета»
Курс поддержан подпиской номеров «Первоклассной газеты». Каждый номер
представляет собой 4 страницы формата А4 и включает обложку, информационные
блоки с картинками, не менее пяти заданий на работу с информацией. Задания
направлены на разные умения работы с информацией и предполагают разный формат
ответа.
рубрика
общество
краеведение
Современная наука
Страноведение
Спорт
Здоровье
Бизнес
Искусство
хобби
Задачи рубрик «Первоклассной газеты»
Рассказ об общественных явлениях, практическое
руководство.
Воспитание у учащихся осознания своей этнической
принадлежности.
Развитие у школьников интереса к естественнонаучным
дисциплинам.
Расширение кругозора учащихся, знакомство с природными
особенностями, культурой и менталитетом других стран.
Привитие интереса к спорту и активному отдыху.
Мотивация на заботу о здоровье, отказ от вредных привычек.
Использование знаний, приобретённых в школе, за её
пределами.
Развитие эстетических чувств через знакомство с разными
видами искусств, их тайнами, функциями.
Воспитание познавательной мотивации, позитивного
отношения к творческой деятельности.
Основная работа с «Первоклассной газетой» разделена на этапы: введение, разминка,
чтение текста, работа с текстом, закрепление материала, рефлексия, работа с
заданиями. Учитель может выбирать упражнения для каждого этапа самостоятельно.
ВВЕДЕНИЕ
Перед началом работы с очередным выпуском «Первоклассной газеты» озвучивается
тема, рубрика номера, имя сказочного героя.
РАЗМИНКА
Для разминки предлагаем использовать упражнения, которые можно провести перед
началом работы с текстом для снятия трудностей. При желании учитель может
использовать собственные упражнения.
«Ассоциации и предположения».
Учащиеся индивидуально, либо в группах отвечают на следующие вопросы:
С чем ассоциируется название выпуска (рубрики)?
Что, по вашему мнению, написано в этом номере?
Где можно найти информацию по этой теме?
Почему данная тема важна?
В какой ситуации могут пригодиться знания по данной теме?
«Трудные слова»
Учитель выписывает на доску трудные слова (как для восприятия, так и для
понимания). Затем вместе с учащимися проводится беседа о значении каждого
слова/выражения, о смысле слов, подбираются синонимы.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
Чтение текста может быть построено по-разному, в зависимости от типовой структуры
занятия, его цели и задач. Возможные варианты организации работы с текстом:
Индивидуально. Дети читают текст газеты самостоятельно, про себя. После прочтения
учитель задаёт вопросы по содержанию текста.
Чтение по цепочке. Дети читают текст газеты вслух по очереди, один за другим.
Каждый ребёнок может прочитать как одно предложение, так и целый абзац (раздел) –
по выбору учителя.
Работа в мини-группах. Учитель делит класс на мини-группы. Дети в группах читают
определённый раздел газеты. После прочтения каждая группа презентует прочитанный
материал: сценка, стихотворение, танец и т.д. по заданной теме.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
На этапе работы с текстом предлагается использовать упражнения, способствующие
лучшему пониманию и усвоению прочитанного.
Дискуссия
После прочтения текста учитель ставит перед учащимися какую-либо проблему,
касающуюся содержания номера. Класс делится на две группы, которым
присваиваются противоположные
точки зрения. В ходе дискуссии каждый ученик высказывает своё мнение и
обосновывает его.
Ролевая игра
Например, ролевая игра «Суд». В соответствии с тематикой номера выбирается
подсудимый. Это
может быть, как реальное существо, так и абстрактные понятия. Роли (судья, адвокат,
прокурор, подсудимый, свидетель) распределяются между учащимися. Каждый из них
выдвигает и доказывает свою точку зрения.
Обсуждение
Учителем предлагается обсуждение какой-либо проблемы / темы, связанной с
содержанием газеты. Дети по очереди высказывают свою точку зрения, каждый
последующий может согласиться /не согласиться с мнением предыдущего. В ходе
обсуждения учитель может задавать вопросы.
РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ
Каждый выпуск газеты имеет не менее пяти заданий, нацеленных преимущественно на
формирование умений работы с информацией. Работа с заданиями может проходить
как в классе, так и самостоятельно (или с родителями) дома.
РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы
(регулятивные УУД).
Полезно проводить её всегда после того как прочитан очередной выпуск
«Первоклассной газеты» и выполнены задания к нему. Предложите детям определить
самые интересные и самые трудные задания. Пусть сделают это индивидуально или в
мини-группах и озвучат свой ответ. При презентации ответа дети должны объяснить,
почему данное задание показалось им интересным или трудным.
ТВОРЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ
«Дефиниция»
Учитель выносит фрагмент текста на слайд. Это может быть, как самый интересный,
так и самый трудный фрагмент, с точки зрения учителя. Учащиеся заменяют
выделенные в тексте слова синонимами и произносят их вслух хором.
«Изменение типа текста»
Дети представляют тематику определённого раздела номера (по выбору) в форме:
Рекламы;
Объявления;
Дневника.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Если задание выдавалось учащимся на дом для самостоятельного выполнения, в
начале следующего урока проводится проверка. Возможные варианты организации
проверки домашнего задания:
Фронтально. Учитель опрашивает детей по очереди.
По желанию. Ответы на задания озвучивают желающие.
Виды номеров
Ежегодная подписка состоит из 30 газетных номеров, которые делятся на регулярные
и спец. выпуски.
РЕГУЛЯРНЫЕ (№1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11, №12, №13, №14,
№16, №17,
№18, №19, №20, №21, №22, №23, №24, №25, №26, №27, №28, №29) Данные номера по
своей тематике разделены на 7 рубрик. Задания номеров допустимо выполнять в
классе не полностью – одно-два оставить на дом или начать выполнять в классе и
предложить детям закончить их дома.
СПЕЦВЫПУСКИ (№15, №30) В подписке всего два номера-спец. выпуска. Каждый
номер раскрывает тему определённой рубрики, отличной по тематике от остальных
рубрик подписки.
Предлагается 5 типовых структур проведения занятий: Вводное занятие (ВЗ),
Обучение (О), Активная работа (АР), Самоподготовка (С), Особые занятия (ОЗ).
1 (ВЗ) Вводное занятие
Цель – знакомство с «Первоклассной газетой».
План занятия:
Обсуждение вопросов: для чего нужно чтение? Что значит быть грамотным
читателем?
Что может означать название газеты?
Знакомство со структурой «Первоклассной газеты» и правилами выполнения заданий.
Чтение фрагментов текста, обсуждение, рассматривание рисунков.
Работа с заданиями.
Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
Работа в парах / мини-группах.
Индивидуально с проверкой.
Все задания выполняются в классе.
2 (О) Обучение
Цель – активное введение в работу с «Первоклассной газетой».
План занятия:
Проверка заданий, выполненных дома.
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
Введение (новый выпуск газеты).
Разминка.
Чтение текста.
Работа с текстом.
Закрепление материала.
Работа с заданиями.
Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
Индивидуально с проверкой.
Работа в парах, составление вопросов по тексту.
Одно-два-три задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий
можно
начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
3 (АР) Активная работа
Цель – эффективное развитие умений работы с информацией.
Данное занятие, в отличие от Обучения, предполагает самостоятельную работу
учащихся и
индивидуальное выполнение заданий выпуска.
План занятия:
Проверка заданий, выполненных дома.
Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.
Опрос учащихся по тексту газеты (фронтально).
Введение (новый выпуск газеты).
Разминка.
Чтение текста.
Работа с текстом.
Закрепление материала.
Работа с заданиями.
Рефлексия.
Варианты выполнения заданий:
Индивидуально с проверкой.
Самостоятельная работа, взаимопроверка учащимися.
Одно-два-три задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий
начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.
4 (С) Самоподготовка
Цель – развитие у учащихся умений по работе с информацией в режиме внеурочнодомашней деятельности.
«Первоклассная газета» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного
выполнения.
Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать
регулярность тренировок.
Варианты выполнения заданий:
Индивидуально.
Самостоятельная работа, привлечение родителей.
5 (ОЗ) Особые занятия
Цель – актуализация пройденного материала с помощью командной работы.
Особые занятия проводятся по спец. выпускам (Выпуск №15, Выпуск №30).
Сценарии мероприятий можно найти в Приложении 4 По желанию можно выбрать
другие формы проведения особых занятий или разработать интерактивный сценарий
самостоятельно. В помощь учителю можно пригласить учащихся старших классов или
родителей.
Варианты проведения особых занятий:
Интеллектуальная игра – занятие можно провести в формате известных игр «Самый
умный ученик», «Своя игра», «Букварики» или игр, традиционных для вашей школы.
Фестиваль ребусов – ребусы готовятся детьми дома совместно с родителями. На
занятии дети предлагают одноклассникам решить свои ребусы (головоломки,
логические задачи и т.д.).
Проекты,
презентации,
выступления,
фестиваль
стенгазет,
электронных
газет,
электронных презентаций.
К организации особых занятий можно привлекать родителей.
.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
4-ый год обучения
№ п/п
Дата
план
1
2
Название темы
факт
Стереотипы.
Количество
часов
2
Ломаем стереотипы.
3
Республика Бурятия
1
4
5
Киборги.
2
Прошлое, настоящее,
Приме
чания
будущее.
6
Комплексная работа
(контрольный замер)
1
7
8
Кулинария.
2
9
10
Бразилия. Путевые
заметки.
2
11
12
Спортивное фехтование.
2
13
14
Цирк. Пробуем сами.
15
16
Интернет вещей.
17
18
Лидерство.
19
20
Дайвинг. Спортивные
заметки.
2
21
Комплексная работа
(контрольный замер)
1
22
23
24
25
Волгоградская область
2
Фотография. Из хобби в
профессию.
2
26
27
28
29
Кения. Большая пятерка.
2
Личная гигиена.
2
30
Итоговая комплексная
работа
1
31
32
Презентация проектов
(по выбору)
2
33
34
История одной сладости.
Интересные факты о
фехтовании.
2
Учимся жонглировать.
2
Прошлое, настоящее,
будущее.
2
Развиваем лидерские
качества.
Самые чистоплотные
животные.
2
Урок – отчёт «Моя
любимая страничка»
Учебно – методическая литература для учителя
1. Примерная программа курса внеурочной деятельности по формированию
информационных умений учащихся начальной школы «Первоклассная газета» авторов
Гордеевой А.В., Пинженина П.С
2. Комплект из 30 тематических выпусков.
3. Комплексные работы. Рабочая тетрадь ученика 1-2 , 3-4классов. Учебно-методическое
пособие./Н.Н. Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В. Пинженина – Екатеринбург: АНО
«Центр Развития Молодёжи», 2014.
4. Комплексные работы. Методическое пособие для учителей и родителей. Учебнометодическое пособие. Н.Н.Титаренко, В.Н. Ашмарина, С.В.Пинженина –
Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи», 2014 г. – 17 с.
Список литературы
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор:
пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
2. Журова Л. Е. «Беседы с учителем. Методика обучения». – М.: Вентана – Граф, 2002
3. Ковалёва Г. Е. «Как дети читают и понимают текст» М., «Народное образование»
2006, № 5, 71-76.
4. Лифинцева Н. И. «Самостоятельная читательская деятельность младших
школьников», «Народное образование» 2006, №5, 71-76.
5. Лемяскина Н. А. «Современная система формирования читательской
самостоятельности младших школьников Н. Н. Светловской», «Материалы X
межрегиональной научно – практической конференции.Ч.1», под ред. Д-ра пед. наук,
проф. Л. А. Обуховой. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010
6. Светловская Н. Н. «Разговор по существу темы, или Что такое полноценное чтение в
начальной школе с позиции теории формирования читательской самостоятельности».
«Начальная школа» 2000, № 2, 24-27
7. Обнорская О. А. «Почему мои дети любят читать», «Начальная школа», 2000, № 2, 3437
8. Оморокова М. И., Васильева М. С. «Актуальные проблемы методики обучения чтению
в начальных классах». – М., 1997
9. Оморокова М. И. и др. «Преодоление трудностей: Из опыта обучения чтению: Кн. для
учителя». – М.: Просвещение, 1990