РП курса внеурочной деятельности Орлята России для 1-4 классов на 2023-2024 учебный год

Утверждена в составе ООП НОО
Директор Паньшина О.В.
Приказ № 183 от 25.08.2023

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Орлята России»
для 1-4 классов
на 2023-2024 учебный годы

2.Учебно-методический план программы
Реализация программы «Орлята России» для детей со 2 по 4 классы
начинается с первой четверти учебного года.
В зависимости от того, являлся ли уже класс участником
программы «Орлята России» в предыдущем учебном году или только
вступает в Программу, учитель выбирает тот вводный «Орлятский
урок», который ему необходим. Представленные уроки различаются не
по возрасту и классам, а по стажу пребывания детей в Программе.
Предлагаемые даты проведения треков обозначены без учёта разницы в
регионах сроков школьных каникул. Деление учебного года
представлено четвертями, а не семестрами/ триместрами.

Деятельность
Вводный
«Орлятский урок» для
детей первого года
участия в Программе
Вводный
«Орлятский урок» для
детей второго года
участия в
Программе
«Орлёнок – Лидер»

Даты
сентябрь

Комментарии
Основными
задачами
являются старт Программы
для детей и эмоциональный
настрой класса на участие в
Программе.

октябрь

Реализация
Программы
начинается с данного трека,
который позволяет
актуализировать/
приобрести
опыт
совместной деятельности в
коллективе,
что
необходимо
в
начале
учебного
года.
Также
занятия трека позволят
выявить первичную оценку
уровня
сплочённости
класса и лидеров для
дальнейшего
формирования микрогрупп.

«Орлёнок – Эрудит»

ноябрь

«Орлёнок – Мастер»

декабрь

Игра для подведения
промежуточных итогов
участия в Программе

январь

«Орлёнок – Доброволец»

январь

Вторая четверть отличается
высокой мотивацией у детей
на учебную деятельность. В
этот временной промежуток
в
школах
проходят
различные олимпиады.
В рамках трека
происходит знакомство
ребёнка с разными
способами получения
информации.
Данный трек проходит в
два этапа: 1 – подготовка
новогоднего
спектакля/номера/концерта;
2 – знакомство с
мастерами своего дела и
лучшими мастерами
региона/страны.
Игра по итогам 3х треков:
«Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
Игру
учитель
проводит
самостоятельно,
используя
предоставленные
методические рекомендации.
Тематика трека актуальна
круглый
год,
поэтому
учитель может обращаться
к
имеющемуся
социальному опыту детей и
истории добровольческого/
волонтерского/
тимуровского движения в
любое время учебного года.

«Орлёнок-Спортсмен»

февраль

«Орлёнок – Эколог»

март

«Орлёнок – Хранитель
исторической памяти»

апрель

Учитывая разницу в погодных
условиях предлагается трек
провести в данное время: в
большинстве школ проходят
различные
соревнования,
посвященные 23 февраля и
пр. В том числе,
в
соответствии с возрастом,
можно провести Весёлые
страты,
«Папа, мама, я – спортивная
семья» и другие
соревнования, чтобы
минимизировать воздействия
гиподинамического
кризиса
середины
учебного года.
Несмотря на большую разницу
в климате регионов страны,
весна
–
наиболее
благоприятный период для
реализации трека. Погодные
условия позволяют уже часть
мероприятий трека проводить
за пределами здания
школы.
В логике Программы важно,
чтобы все треки прошли до
трека «Орлёнок
– хранитель исторической
памяти», так как он является
треком, подводящим итоги
участия в учебном году.
Основная смысловая нагрузка
трека:
Я – хранитель традиций своей
семьи;
Мы (класс) – хранители своих
достижений,
Я/Мы
–
хранители
исторической памяти своей
страны.

Подведение итогов участия в май
Программе
в
текущем
учебном году

В УМК – использование
игровых методов диагностики
результатов.
Основными
результатами, которые нам
необходимо оценить, станут:
- личностное развитие ребёнка
(изменение его позиции от
«наблюдателя» до «активного
участника»);
- сформированность класса как
коллектива;
- уровень
принятия/осознания
ценностей, заложенных в
Программе.

3. Содержание программы
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный
подход, позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков
(траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить
качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и
«гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён
сущностный нравственный идеал «Орлёнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления
творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для
формирования активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено
понимание особенностей психологического развития младшего школьника и
условия для формирования самостоятельной личности будущего подростка.
Учтено соотнесение построения учебных четвертей и распределение нагрузки
в них. Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее
пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт,
проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот
опыт в своей жизни.
Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9-и занятий по 7-ми
трекам.
1. Трек «Орлёнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной
деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог
может увидеть уровень сплочённости классного коллектива, сформировать
детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной
деятельности и чередования творческих поручений.

2. Трек «Орлёнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание.
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая
отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов,
конференций и т.п.
– в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации,
что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной.
Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и
интерес к учёбе.
3. Трек «Орлёнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть
мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки
реализации трека
«Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой
части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление,
вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего
дела.
4. Трек «Орлёнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный
временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей
Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра,
взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в
обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться
к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
5. Трек «Орлёнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить
двигательную активность детей, так как к середине учебного года
накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от
учебной
нагрузки.
Дополнительные
физкультурно-оздоровительные
мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что
актуально в зимний период.
6. Трек «Орлёнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют
проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу.

Есть возможность использования природных материалов при изготовлении
поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
7. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы.
В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по
осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и
к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость
сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№
Тема
Кол-во
Дата
часов
Старт программы – 1 ч
1.
Вводный «Орлятский урок»
1
Орлёнок – Лидер –4 ч
2.
Лидер – это…
1
3.
С командой действовать готов. Верёвочный
1
курс
4.
Встреча с тем, кто умеет вести за собой
1
5.
«Мы дружный класс!»
1
Орлёнок – Эрудит – 4 ч
6.
Кто такой эрудит?
1
7.
Развиваемся, играя!
1
8.
Могу быть изобретателем
1
9.
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать». Итоги 1
трека «На старте новых открытий»
Орлёнок – Мастер -6 ч
10.
Мастер – это…
1
11.
От идеи – к делу!
1
12.
КТД «Классный театр
1
13.
Мастер – это звучит гордо! Путь в мастерство» 1
– подводим итоги
Из них на Подведение промежуточных итогов -2 ч.

14.

Игра по итогам 3-х треков:
«Орлёнок – Эколог»
«Орлёнок – Эрудит»

1

«Орлёнок – Мастер»
15.

Игра по итогам 3-х треков:

1

«Орлёнок – Эколог»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
Орлёнок – Доброволец – 4 ч
16.

От слова к делу.

1

17.

КТД «Создай хорошее настроение»

1

18.

КТД «Братья наши меньшие»

1

19.

Добровольцем будь всегда «Портрет
добровольца»

1

Орлёнок – Спортсмен – 4 ч
20.

Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в
порядке!

1

21.

О спорт, ты – мир!

1

22.

Спортивная игра «У рекордов наши имена»

1

23.

Быстрее! Выше! Сильнее! «Азбука здоровья»

1

Орлёнок – Эколог – 4 ч
24.

ЭКОЛОГиЯ. Каким должен быть настоящий
эколог?

1

25.

«Мой след на планете»

1

26.

Восхищаемся красивым миром

1

27.

«Шагая в будущее – помни о планете»

1

Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч
28.

Орлёнок – Хранитель исторической памяти.

1

29.

Хранитель семейных традиций

1

30.

Кодекс «Орлёнка – Хранителя»

1

31.

Историческое чаепитие

1

32.

Расскажи мне о России

1

Подведение итогов –2 ч
33.

Подведение итогов участия в программе в
текущем учебном году

1

34.

Подведение итогов участия в программе в
текущем учебном году

1

Календарно-тематическое планирование
3 класс
№

Тема

Кол-во
часов

Старт программы – 1 ч
1.
Вводный «Орлятский урок»
Орлёнок – Лидер – 4 ч
2.
Лидер – это… Я могу быть лидером

1

3.

«В команде рождается лидер»

1

4.

КТД «Вместе мы сможем всё»

1

5.

«Мы дружный класс!

1

1

Орлёнок – Эрудит – 4 ч
6.

Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит…

1

7.

«Игра – это полезно и интересно»

1

8.

«Твори! Выдумывай! Пробуй!»

1

9.

Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!»

1

Орлёнок – Мастер 6 ч
10.

Мастер – это…«Россия мастеровая»

1

11.

«В гости к мастерам»

1

12.

«Мастер – это звучит гордо!»

1

13.

«Путь в мастерство» – подводим итоги

1

Дата

Из них на Подведение промежуточных итогов 2 ч.
14.

Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер»

1

15.

Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер»

1

Орлёнок – Доброволец – 4 ч
16.

От слова к делу. «Спешить на помощь
безвозмездно!»

1

17.

КТД «Подари улыбку миру!»

1

18.

«Доброволец – это доброе сердце»

1

19.

«Портрет добровольца»

1

Орлёнок – Спортсмен – 4 ч
20.

«Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ»

1

21.

«Сто затей для всех друзей»

1

22.

Спортивная игра «Книга рекордов»

1

23.

«Встреча-подарок»

1

Орлёнок – Эколог – 4 ч
24.

ЭКОЛОГиЯ. «Страна экологии»

1

25.

КТД «Знаю, умею, действую»

1

26.

Игра по станциям «Путешествие в природу»

1

27.

«Шагая в будущее – помни о планете»

1

Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч
28.

«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

1

29.

«Традиции моей страны»

1

30.

«Знать, чтобы хранить»

1

31.

КТД «История становится ближе»

1

32.

«Я – хранитель, мы – хранители»

1

Подведение итогов – 2 ч

33.

Подведение итогов участия в программе в
текущем учебном году

1

34.

Подведение итогов участия в программе в
текущем учебном году

1

Календарно-тематическое планирование
4 класс
№

Тема

Старт программы – 1 ч
Вводный «Орлятский урок».
1.
Орлёнок – Лидер – 4 ч
2.
Лидер – это… Я могу быть лидером.

Кол-во
часов
1

1

3.

«В команде рождается лидер».

1

4.

КТД «Вместе мы сможем всё».

1

5.

«Мы дружный класс!

1

Орлёнок – Эрудит – 4 ч
6.

Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит…

1

7.

«Игра – это полезно и интересно»

1

8.

«Твори! Выдумывай! Пробуй!»

1

9.

Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!»

1

Орлёнок – Мастер 6 ч
10.

Мастер – это…«Россия мастеровая»

1

11.

«В гости к мастерам»

1

12.

«Мастер – это звучит гордо!»

1

13.

«Путь в мастерство» – подводим итоги

1

Из них на Подведение промежуточных итогов 2 ч.
14.

Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер»

1

Дата

15.

Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер»

1

Орлёнок – Доброволец – 4 ч
16.

От слова к делу. «Спешить на помощь
безвозмездно!»

1

17.

КТД «Подари улыбку миру!»

1

18.

«Доброволец – это доброе сердце»

1

19.

«Портрет добровольца»

1

Орлёнок – Спортсмен – 4 ч
20.

«Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ»

1

21.

«Сто затей для всех друзей»

1

22.

Спортивная игра «Книга рекордов»

1

23.

«Встреча-подарок»

1

Орлёнок – Эколог – 4 ч
24.

ЭКОЛОГиЯ. «Страна экологии»

1

25.

КТД «Знаю, умею, действую»

1

26.

Игра по станциям «Путешествие в природу»

1

27.

«Шагая в будущее – помни о планете»

1

Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч
28.

«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»

1

29.

«Традиции моей страны»

1

30.

«Знать, чтобы хранить»

1

31.

КТД «История становится ближе»

1

32.

«Я – хранитель, мы – хранители»

1

Подведение итогов – 2 ч
33.

Подведение итогов участия в программе в
текущем учебном году

1

34.

Подведение итогов участия в программе в
текущем учебном году

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».