Аннотация к рабочей программе
При разработке программы по биологии теоретическую основу для
определения подходов к формированию содержания учебного предмета
«Биология» составили: концептуальные положения ФГОС СОО о
взаимообусловленности целей, содержания, результатов обучения и
требований к уровню подготовки выпускников, положения об общих целях и
принципах, характеризующих современное состояние системы среднего
общего образования в Российской Федерации, а также положения о специфике
биологии, её значении в познании живой природы и обеспечении
существования человеческого общества. Согласно названным положениям,
определены основные функции программы по биологии и её структура.
Программа по биологии даёт представление о целях, об общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета
«Биология», определяет обязательное предметное содержание, его структуру,
распределение по разделам и темам, рекомендуемую последовательность
изучения учебного материала с учётом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики образовательного процесса, возрастных особенностей
обучающихся.
В программе по биологии также учитываются требования к планируемым
личностным, метапредметным и предметным результатам обучения в
формировании
основных
видов
учебно-познавательной
деятельности/учебных действий обучающихся по освоению содержания
биологического образования.
В программе по биологии (10–11 классы, базовый уровень) реализован
принцип преемственности в изучении биологии, благодаря чему в ней
просматривается направленность на развитие знаний, связанных с
формированием
естественно-научного
мировоззрения,
ценностных
ориентаций личности, экологического мышления, представлений о здоровом
образе жизни и бережным отношением к окружающей природной среде.
Поэтому наряду с изучением общебиологических теорий, а также знаний о
строении живых систем разного ранга и сущности основных протекающих в
них процессов в программе по биологии уделено внимание использованию
полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач, в
том числе: профилактики наследственных заболеваний человека, медикогенетического консультирования, обоснования экологически целесообразного
поведения в окружающей природной среде, анализа влияния хозяйственной
деятельности человека на состояние природных и искусственных экосистем.
Усиление внимания к прикладной направленности учебного предмета
«Биология» продиктовано необходимостью обеспечения условий для решения
одной из актуальных задач школьного биологического образования, которая
предполагает формирование у обучающихся способности адаптироваться к
изменениям динамично развивающегося современного мира.
Биология на уровне среднего общего образования занимает важное
место. Она обеспечивает формирование у обучающихся представлений о
научной картине мира, расширяет и обобщает знания о живой природе, её
отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, создаёт
условия для: познания законов живой природы, формирования
функциональной грамотности, навыков здорового и безопасного образа
жизни, экологического мышления, ценностного отношения к живой природе
и человеку.
Большое значение биология имеет также для решения воспитательных и
развивающих задач среднего общего образования, социализации
обучающихся. Изучение биологии обеспечивает условия для формирования
интеллектуальных, коммуникационных и информационных навыков,
эстетической культуры, способствует интеграции биологических знаний с
представлениями из других учебных предметов, в частности, физики, химии и
географии. Названные положения о предназначении учебного предмета
«Биология» составили основу для определения подходов к отбору и
структурированию его содержания, представленного в программе по
биологии.
Отбор содержания учебного предмета «Биология» на базовом уровне
осуществлён с позиций культуросообразного подхода, в соответствии с
которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для
формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение
человека в окружающей природной среде, востребованные в повседневной
жизни и практической деятельности. Особое место в этой системе знаний
занимают элементы содержания, которые служат основой для формирования
представлений о современной естественно-научной картине мира и
ценностных ориентациях личности, способствующих гуманизации
биологического образования.
Структурирование содержания учебного материала в программе по
биологии осуществлено с учётом приоритетного значения знаний об
отличительных особенностях живой природы, о её уровневой организации и
эволюции. В соответствии с этим в структуре учебного предмета «Биология»
выделены следующие содержательные линии: «Биология как наука. Методы
научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как
биологическая система», «Система и многообразие органического мира»,
«Эволюция живой природы», «Экосистемы и присущие им закономерности».
Цель изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне –
овладение обучающимися знаниями о структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга и приобретение умений
использовать эти знания для грамотных действий в отношении объектов
живой природы и решения различных жизненных проблем.
Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на базовом
уровне обеспечивается решением следующих задач:
освоение обучающимися системы знаний о биологических теориях,
учениях, законах, закономерностях, гипотезах, правилах, служащих основой
для формирования представлений о естественно-научной картине мира, о
методах научного познания, строении, многообразии и особенностях живых
систем разного уровня организации, выдающихся открытиях и современных
исследованиях в биологии;
формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе анализа данных о путях развития в
биологии научных взглядов, идей и подходов к изучению живых систем
разного уровня организации;
становление у обучающихся общей культуры, функциональной
грамотности, развитие умений объяснять и оценивать явления окружающего
мира живой природы на основании знаний и опыта, полученных при изучении
биологии;
формирование у обучающихся умений иллюстрировать значение
биологических знаний в практической деятельности человека, развитии
современных медицинских технологий и агробиотехнологий;
воспитание убеждённости в возможности познания человеком живой
природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических
норм при проведении биологических исследований;
осознание ценности биологических знаний для повышения уровня
экологической культуры, для формирования научного мировоззрения;
применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для
оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде,
собственному здоровью, обоснование и соблюдение мер профилактики
заболеваний.
В системе среднего общего образования «Биология», изучаемая на
базовом уровне, является обязательным учебным предметом, входящим в
состав предметной области «Естественно-научные предметы».
Для изучения биологии на базовом уровне среднего общего образования
отводится 68 часов: в 10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа
(1 час в неделю).