Аннотация к РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ по предмету Основы духовно-нравственной культуры народов России для 5-6 классов на 2023-2024 учебный год

Аннотация
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для
5—6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образователь- ного
стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён
приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 в ред. Приказа Минпросвещения России от 18.07.2022 г. № 568);
требованиями к результатам освоения программы основного
общего образования (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность
с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени
основного общего образования, необходимость формирования
межпредметных связей. Также в программе учитывается, что
данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовнонравственное развитие обучающихся в духе общероссийской
гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных
приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации (утверждена указом Президента Российской Феде-

рации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским
духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство,
права и свободы человека, патриотизм, граждан- ственность, служение
Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным,
гуманизм,
милосердие,
справедливость,
коллективизм, взаимопомощь и взаимо- уважение, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России.
Именно традиционные российские ду- ховно-нравственные ценности
объединяют
Россию
как
многонациональное
и
многоконфессиональное государство, лежат в ос- нове представлений о
гражданской идентичности как ключевом ориентире духовнонравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ буду- щего
нашей страны, который формируется с учётом националь- ных и
стратегических приоритетов российского общества, куль- турноисторических традиций всех народов России, духовно- нравственных
ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают
возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и
представления о структуре и закономерностях развития социу- ма, о
прошлом и настоящем родной страны, находить в истории
российского общества существенные связи с традиционной ду- ховнонравственной культурой России, определять свою иден- тичность как
члена семьи, школьного коллектива, региональ- ной общности,
гражданина страны с опорой на традиционные духовно-нравственные
ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и
преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и
культуросообразности, научности содержания и подхода к от- бору
информации, соответствия требованиям возрастной педа- гогики и
психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представ- ление
о существенных взаимосвязях между материальной и духовной
культурой, обусловленности культурных реалий современного
общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные
компоненты
культуры,
её
специфические
инструменты
самопрезентации, исторические и современные особенности духовнонравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравствен- ного
идеала, гражданской идентичности личности обучающего-

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

ся и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как
гражданина своего Отечества), формирование истори- ческой памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня
(Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное
государство, с едиными для всех законами, общероссийскими ду- ховнонравственными и культурными ценностями) на микроу- ровне
(собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи
и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой
принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность
культурологического, а не конфессионального подхо- да, отсутствие
культурной, этнической, религиозной ангажиро- ванности в
содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподава- нии
данной дисциплины означает важность терминологического единства,
необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению
культуры и усвоению научной терминологии для понимания
культурообразующих элементов и формирова- ния познавательного
интереса к этнокультурным и религиоз- ным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педаго- гики и
психологии включает отбор тем и содержания курса согласно
приоритетным зонам ближайшего развития для
5—6 классов, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе
изучения курса предметной области ОДНКНР вклю- чает осознание
важности наднационального и надконфессио- нального гражданского
единства народов России как основопо- лагающего элемента в
воспитании патриотизма и любви к Ро- дине. Данный принцип должен
быть реализован через поиск объединяющих черт в духовнонравственной жизни народов России, их культуре, религии и
историческом развитии.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
66

Целями изучения учебного курса являются:
формирование общероссийской гражданской идентичности
обучающихся через изучение культуры (единого культурного

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и
мирного сосуществования народов, религий, национальных
культур;
66 создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлеж- ности
к многонациональному народу Российской Федерации;
66 формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений;
66 идентификация
собственной личности как полноправного
субъекта культурного, исторического и цивилизационного
развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
66 овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской
идентичности обучающегося;
66 приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
66 развитие представлений о значении духовно-нравственных
ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
66 становление компетенций межкультурного взаимодействия
как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и
сохранении собственной культурной идентичности;
66 формирование основ научного мышления обучающихся через
систематизацию знаний и представлений, полученных на
уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
66 обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных
нравственных суждений, оценок и выводов;
66 воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов
России;
66 содействие осознанному формированию мировоззренческих
ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культу- ре,
осознание важности социального взаимодействия, граж- данской
идентичности для процветания общества в целом. Изучение курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение глав- ных
целей основного общего образования, способствуя:
66 расширению
и систематизации знаний и представлений
школьников о культуре и духовных традициях народов Рос- сии, о
нравственных ценностях, полученных при изучении основ
религиозной культуры и светской этики, окружающего мира,
литературного чтения и других предметов начальной школы;
66 углублению представлений о светской этике, религиозной
культуре народов России, их роли в развитии современного
общества;
66 формированию основ морали и нравственности, воплощён- ных
в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях,
ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед
обществом и государством;
66 воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов
России, толерантному отношению к людям другой культуры,
умению принимать и ценить ценности других культур, находить в
них общее и особенное, черты, способ- ствующие взаимному
обогащению культур;
66 пробуждению интереса к культуре других народов, проявле- нию
уважения, способности к сотрудничеству, взаимодей- ствию на
основе
66 поиска общих культурных стратегий и идеалов;
66 осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных
ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими;
66 раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность;
66 формирование ответственного отношения к учению и труду,
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
66

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

получению научных представлений о культуре и её функци- ях,
особенностях взаимодействия с социальными института- ми, а,
следовательно, способности их применять в анализе и изучении
социально-культурных явлений в истории и куль- туре России и
современном обществе, давать нравственные оценки поступков и
событий на основе осознания главенству- ющей роли духовнонравственных ценностей в социальных и культурно-исторических
процессах;
66 развитию
информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании инфор- мации,
а также возможностей для активной самостоятельной
познавательной деятельности.
66

МЕСТО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметная
область «Основы духовно-нравственной культуры народов Рос- сии»
является обязательной для изучения.
Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» в 5—6 клас- сах.
В целях реализации настоящей программы на изучение кур- са на
уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый
учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю.

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]

[Введите текст]


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».